Центр «Зотов» и Музей AZ представляют выставочный проект, посвященный исследованию раздела «Наследие» журнала неофициального русского искусства «А-Я». Этот уникальный журнал, издававшийся в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова, стал первой площадкой для публикации работ таких мастеров, как Эрик Булатов, Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Олег Васильев и многих других.
«А-Я» не только знакомил западную публику с советским андеграундом, но и публиковал манифесты, просветительские статьи об авангардистах 1910-1920-х годов и их произведения. Журнал помогал художникам найти свое место в контексте истории искусства, выстроенной вокруг движения авангарда.
Начиная с середины 1930-х годов, работы художников, ныне причисляемых к авангардистам, практически исчезли из поля зрения: музеи, альбомы и библиотеки перестали их экспонировать и издавать. Это было связано с борьбой против формализма, считавшегося чуждым социалистическому обществу. Лишь спустя два десятилетия интерес к авангарду возродился, хотя его знание оставалось поверхностным. С конца 1950-х началось, по большей части кулуарное, изучение художественных течений начала XX века.
Журнал «А-Я» представляет собой ценнейший исторический документ, раскрывающий наследие русского авангарда с трех позиций:
- Публикация материалов первого русского авангарда в разделе «Наследие».
- «Диалог» современных художников с историческим авангардом.
- Размышления о влиянии авангарда на современное искусство.
На его страницах впервые увидели свет тексты Малевича, Филонова, Матюшина и Шаламова. Таким образом, журнал способствовал переоткрытию многих теоретических и художественных концепций раннего авангарда в то время, когда советские издания только начинали осваивать эту тему.
Экспозиция построена вокруг диалога художников «первого» и «второго» авангарда, отраженного на страницах журнала. Она объединит более 350 экспонатов, включая работы Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Павла Филонова, Игоря Шелковского, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Франциско Инфанте, Олега Целкова, Ивана Чуйкова и других.
Проект, иногда называемый «бумажным музеем», выходит за пределы журнальных страниц, позволяя посетителю пройти сквозь номера «А-Я», увидеть подлинные произведения и архивные документы, которые были в нем опубликованы.
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина создали белоснежный «журнальный» куб в круглом зале выставочного пространства. Внутри этого объема посетителей ждет глубокое погружение в раздел «Наследие», представленный на страницах восьми номеров журнала: семи художественных и одного литературного.
Основные разделы выставки:
- «Комплекс Малевича»
- «Филоновская мифологема»
- «Случайная встреча»
- «Опять ангела нарисовал…»
- «Пора искусству вторгнуться в жизнь»
- «Окно расширенного смотрения»
- «Сам себя издат»
- «Право слова»
Эти разделы последовательно знакомят посетителей с темами, которые волновали художников как в начале XX века, так и в 1970-1980-х годах. Внешний периметр выставочного пространства посвящен истории создания журнала, его значению для отечественной и мировой арт-сцены, а также причинам прекращения его выпуска.
Вход на выставку осуществляется по билетам. Информацию о льготных категориях и приобретении льготных билетов можно получить в кассе центра.
Комментарии
Комментариев пока нет.