Выставка в Центре «Зотов» и Музее AZ посвящена разделу «Наследие» культового журнала неофициального русского искусства «А-Я». Это издание, выходившее в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова, стало первой площадкой для публикации работ таких художников, как Эрик Булатов, Илья Кабаков, Виктор Пивоваров и Олег Васильев.
«А-Я» не ограничивался статьями о современном искусстве. На его страницах публиковались манифесты и просветительские материалы об авангардистах 1910-1920-х годов, а также их произведения. Журнал сыграл ключевую роль в представлении советского андеграунда западному зрителю и помог художникам осмыслить свое место в истории искусства, ориентированной на движение авангарда.
С середины 1930-х годов произведения художников, ныне признанных авангардистами, были фактически исключены из культурного поля: они исчезли из музеев, альбомов и библиотек. Борьба с формализмом привела к забвению, и лишь спустя два десятилетия интерес к авангарду возродился, хотя и оставался во многом кулуарным. С конца 1950-х началось планомерное, но непубличное исследование художественных течений начала XX века.
Журнал «А-Я» представляет собой уникальный исторический документ, раскрывающий наследие русского авангарда в трех аспектах:
- Публикация материалов первого русского авангарда в разделе «Наследие».
- «Диалог» современных художников с историческим авангардом.
- Размышления об авангарде в современном искусстве.
Именно на страницах «А-Я» впервые появились тексты Малевича, Филонова, Матюшина и Шаламова. Таким образом, журнал способствовал переосмыслению многих теоретических и художественных концепций раннего авангарда, в то время как советские издания только начинали обращаться к этой теме.
Экспозиция строится вокруг диалога художников «первого» и «второго» авангарда, представленного в журнале. Она включает более 350 экспонатов, среди которых работы Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Павла Филонова, Игоря Шелковского, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Франциско Инфанте, Олега Целкова, Ивана Чуйкова и других.
Проект, иногда называемый «бумажным музеем», вышел за пределы журнальных страниц, позволяя зрителю погрузиться в номера «А-Я», увидеть подлинные произведения искусства и архивные документы.
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина создали белоснежный «журнальный» куб в центре выставочного зала. Внутри посетителей ждет погружение в раздел «Наследие» восьми выпусков журнала (семь художественных и один литературный). Тематические разделы выставки — «Комплекс Малевича», «Филоновская мифологема», «Случайная встреча», «Опять ангела нарисовал…», «Пора искусству вторгнуться в жизнь», «Окно расширенного смотрения», «Сам себя издат» и «Право слова» — последовательно раскрывают темы, актуальные как для художников начала XX века, так и для авторов 1970-1980-х годов.
Во внешней зоне куба представлена история создания журнала, его значение для отечественной и мировой арт-сцены, а также причины прекращения его выпуска. Вход на выставку осуществляется по билетам.
Комментарии
Комментариев пока нет.