Центр «Зотов» и Музей AZ представляют выставочный проект, посвященный исследованию раздела «Наследие» журнала неофициального русского искусства «А-Я». Это уникальное издание, выходившее в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова, стало первой площадкой для публикаций работ таких мастеров, как Эрик Булатов, Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Олег Васильев и многих других.
На страницах «А-Я» обсуждались не только актуальные тенденции современного русского искусства, но и публиковались манифесты и просветительские материалы, посвященные творчеству авангардистов 1910-1920-х годов. Журнал сыграл ключевую роль в ознакомлении западной публики с советским андеграундом, а также помог художникам-авторам осознать свое место в истории искусства, ориентированной на авангард.
После середины 1930-х годов произведения художников, ныне признанных авангардистами, практически исчезли из поля зрения: они перестали появляться в музеях, альбомах и библиотеках. Борьба с формализмом привела к забвению этих направлений, и лишь спустя два десятилетия к ним вновь проявили интерес, хотя и с недостаточным пониманием. С конца 1950-х годов началось, в основном кулуарное, изучение художественных течений начала XX века.
В этом контексте журнал «А-Я» предстает как бесценный исторический документ. Наследие русского авангарда представлено на его страницах в трех аспектах: публикация материалов первого русского авангарда в разделе «Наследие», «диалог» современных художников с историческим авангардом, а также размышления о связи авангарда с современным искусством. Именно здесь впервые были опубликованы тексты Малевича, Филонова, Матюшина и Шаламова. Таким образом, журнал способствовал переоткрытию многих теоретических и художественных концепций раннего авангарда в период, когда советские издания только начинали осваивать эту тему.
Экспозиция построена вокруг «диалога» художников «первого» и «второго» авангарда, который развернулся на страницах журнала. Она объединит более 350 экспонатов, включая работы таких выдающихся мастеров, как Казимир Малевич, Эль Лисицкий, Павел Филонов, Игорь Шелковский, Эрик Булатов, Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Франциско Инфанте, Олег Целков, Иван Чуйков и другие.
Издание, которое иногда называют «бумажным музеем», вышло за пределы журнальных страниц и трансформировалось в выставочное пространство. Посетители имеют возможность погрузиться в мир номеров «А-Я», увидеть подлинные произведения искусства и архивные документы, когда-то опубликованные в журнале.
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина создали в центре выставочного зала белоснежный «журнальный» куб, вписанный в круглую планировку. Внутри центрального объема зрителей ждет путешествие по разделу «Наследие» из восьми номеров журнала: семи художественных и одного литературного. Разделы выставки, такие как «Комплекс Малевича», «Филоновская мифологема», «Случайная встреча», «Опять ангела нарисовал…», «Пора искусству вторгнуться в жизнь», «Окно расширенного смотрения», «Сам себя издат» и «Право слова», последовательно раскрывают темы, волновавшие художников как в начале XX века, так и в 1970-1980-е годы. Во внешнем пространстве, вокруг куба, представлена история создания журнала, его значение для отечественной и мировой арт-сцены, а также причины прекращения его выпуска.
Вход на выставку осуществляется по билетам. Для уточнения информации о льготных категориях и приобретения билетов обратитесь в кассу центра.
Комментарии
Комментариев пока нет.