Центр «Зотов» и Музей AZ представляют выставочный проект, основанный на исследовании раздела «Наследие» парижского журнала неофициального русского искусства «А-Я». Издание, выходившее под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова с 1979 по 1986 год, стало первой платформой для публикаций таких знаковых художников, как Эрик Булатов, Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Олег Васильев и многих других.
На страницах «А-Я» появлялись не только статьи о современном русском искусстве, но и манифесты, а также просветительские материалы, посвященные авангардистам 1910-1920-х годов. Журнал сыграл ключевую роль в знакомстве западной публики с советским андеграундом и помог художникам осмыслить свое место в контексте истории искусства, ориентированной на магистральное движение авангарда.
После середины 1930-х годов работы художников, ныне причисляемых к авангарду, практически исчезли из поля зрения: музеи, альбомы и библиотеки перестали их представлять. Борьба с формализмом, не соответствовавшим идеалам социалистического общества, привела к забвению. Лишь спустя два десятилетия интерес к авангарду возродился, но знания о нем оставались фрагментарными. С конца 1950-х началось, в основном кулуарное, исследование художественных течений начала XX века.
Таким образом, журнал «А-Я» предстает уникальным историческим документом. Он представил наследие русского авангарда в трех ключевых аспектах: через публикацию оригинальных материалов первого русского авангарда в разделе «Наследие»; через «диалог» современных художников с историческим наследием; и через осмысление авангарда в контексте современного искусства. На его страницах впервые были опубликованы тексты Малевича, Филонова, Матюшина и Шаламова, что способствовало переоткрытию многих теоретических и художественных концепций раннего авангарда в период, когда советские издания только начинали обращаться к этой теме.
Экспозиция построена вокруг диалога между художниками «первого» и «второго» авангарда, отраженного на страницах журнала. Она объединяет более 350 экспонатов, включая работы Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Павла Филонова, Игоря Шелковского, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Франциско Инфанте, Олега Целкова, Ивана Чуйкова и других.
Издание, которое за свою роль иногда называют «бумажным музеем» (по аналогии с «бумажной архитектурой»), выходит за рамки журнального формата, воплощаясь в выставочное пространство. Зрители получают возможность «пройтись» по номерам «А-Я», увидеть подлинные произведения и архивные документы, представленные в нем.
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина создали для выставки белоснежный «журнальный» куб, органично вписанный в круглый зал. Внутри этого центрального объема развернут экскурс по разделу «Наследие», охватывающий восемь номеров журнала (семь художественных и один литературный). Разделы выставки, такие как «Комплекс Малевича», «Филоновская мифологема», «Случайная встреча», «Опять ангела нарисовал…», «Пора искусству вторгнуться в жизнь», «Окно расширенного смотрения», «Сам себя издат» и «Право слова», последовательно раскрывают темы, актуальные как для художников 1910-1920-х, так и для авторов 1970-1980-х годов.
Внешний периметр выставочного пространства посвящен истории создания журнала, его значению для отечественной и мировой арт-сцены, а также причинам прекращения его выпуска.
Комментарии
Комментариев пока нет.