Центр «Зотов» и Музей AZ представляют выставочный проект, посвященный разделу «Наследие» журнала неофициального русского искусства «А-Я». Это уникальное издание, выходившее в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова, стало первой площадкой для публикаций таких мастеров, как Эрик Булатов, Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Олег Васильев и многих других.
«А-Я» не только знакомил западную публику с советским андеграундом, но и помогал художникам осмыслить свое место в истории искусства. На его страницах публиковались манифесты и просветительские статьи об авангардистах 1910-1920-х годов, а также их произведения. Журнал стал своего рода «бумажным музеем», перенося искусство из плоскости журнального листа в выставочное пространство.
После середины 1930-х годов работы художников-авангардистов были практически изъяты из публичного доступа. Борьба с формализмом привела к тому, что об авангарде вновь заговорили лишь спустя десятилетия, но зачастую поверхностно. С конца 1950-х началось, хоть и в основном кулуарное, исследование художественных течений начала XX века.
Журнал «А-Я» предстает как важнейший исторический документ, представляя наследие русского авангарда в трех ключевых ракурсах:
- Через публикацию материалов первого русского авангарда в разделе «Наследие».
- Через «диалог» современных художников с историческим авангардом.
- Через размышления о влиянии авангарда на современное искусство.
Впервые на страницах «А-Я» увидели свет тексты Малевича, Филонова, Матюшина и Шаламова. Таким образом, журнал способствовал переоткрытию многих теоретических и художественных концепций раннего авангарда в тот период, когда советские издания только начинали обращаться к этой теме.
Экспозиция, насчитывающая более 350 экспонатов, выстроена вокруг диалога между «первым» и «вторым» авангардом, запечатленного на страницах журнала. Среди представленных работ – произведения Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Павла Филонова, Игоря Шелковского, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Франциско Инфанте, Олега Целкова, Ивана Чуйкова и других выдающихся мастеров.
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина создали белоснежный «журнальный» куб внутри круглого зала Центра «Зотов». Внутреннее пространство приглашает зрителей пройтись по страницам восьми номеров «А-Я» – семи художественных и одного литературного. Выставка включает разделы, посвященные ключевым темам, волновавшим художников как начала XX века, так и конца столетия: «Комплекс Малевича», «Филоновская мифологема», «Случайная встреча», «Опять ангела нарисовал…», «Пора искусству вторгнуться в жизнь», «Окно расширенного смотрения», «Сам себя издат» и «Право слова».
Внешний периметр выставки посвящен истории создания журнала, его значению для мировой и отечественной арт-сцены, а также причинам прекращения его выпуска. Погрузитесь в мир русского авангарда и его осмысления в контексте современного искусства.
Вход на выставку осуществляется по билетам. Подробности о льготных категориях и приобретении билетов уточняйте в кассе центра.
Комментарии
Комментариев пока нет.