Центр «Зотов» совместно с Музеем AZ представляет выставочный проект, основанный на исследовании раздела «Наследие» журнала «А-Я». Это уникальное издание о неофициальном русском искусстве, выходившее в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова.
Именно на страницах «А-Я» впервые были представлены работы таких выдающихся художников, как Эрик Булатов, Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Олег Васильев и многих других. Журнал охватывал не только современное русское искусство, но и публиковал манифесты и просветительские статьи о деятелях русского авангарда 1910-1920-х годов, а также их произведения.
«А-Я» играл двойную роль: он знакомил западную аудиторию с советским андеграундом и помогал художникам, чьи работы там публиковались, найти свое место в истории искусства, выстраиваемой через призму авангарда.
После середины 1930-х годов произведения художников, ныне причисляемых к авангардистам, стали практически невидимыми. Их работы исключались из музейных экспозиций, альбомов и библиотечных фондов в ходе борьбы с формализмом. Лишь спустя два десятилетия интерес к авангарду возродился, но знание о нем оставалось фрагментарным. С конца 1950-х началось, преимущественно в узких кругах, исследование художественных течений начала XX века.
В этом контексте журнал «А-Я» представляет собой бесценный исторический документ. Наследие русского авангарда освещалось в издании под тремя углами:
- Публикация материалов первого русского авангарда в разделе «Наследие».
- «Диалог» современных художников с историческим авангардом.
- Размышления о современном искусстве через призму авангарда.
На страницах журнала впервые были опубликованы тексты Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина и Варлама Шаламова. Таким образом, «А-Я» способствовал переосмыслению многих теоретических и художественных концепций раннего авангарда в тот период, когда советская пресса только начинала обращаться к этой теме.
Экспозиция построена на основе диалога между «первым» и «вторым» авангардом, который развернулся на страницах журнала. На выставке представлено более 350 экспонатов, включая работы Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Павла Филонова, Игоря Шелковского, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Франциско Инфанте, Олега Целкова, Ивана Чуйкова и других.
Издание, которое порой называют «бумажным музеем» (по аналогии с «бумажной архитектурой»), выходит за пределы журнальных страниц, воплощаясь в пространстве выставки. Зрители получают возможность пройти сквозь номера «А-Я», увидеть оригинальные произведения искусства и архивные документы, которые были опубликованы в журнале.
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина создали в круглом зале выставочного центра белоснежный «журнальный» куб. Внутри этого пространства посетителей ожидает погружение в раздел «Наследие» на материалах восьми номеров журнала: семи художественных и одного литературного. Разделы выставки:
- «Комплекс Малевича»
- «Филоновская мифологема»
- «Случайная встреча»
- «Опять ангела нарисовал…»
- «Пора искусству вторгнуться в жизнь»
- «Окно расширенного смотрения»
- «Сам себя издат»
- «Право слова»
Эти разделы последовательно знакомят посетителей с темами, актуальными как для художников 1910-1920-х годов, так и для мастеров 1970-1980-х. Внешний периметр куба посвящен истории создания журнала, его значению для отечественной и мировой арт-сцены, а также причинам прекращения его выпуска.
Вход на выставку осуществляется по билетам. Для уточнения информации о льготных категориях и приобретения льготных билетов обращайтесь в кассу центра.
Комментарии
Комментариев пока нет.