Выставочный проект Центра «Зотов» совместно с Музеем AZ погружает зрителя в мир неофициального русского искусства через призму раздела «Наследие» журнала «А-Я». Этот уникальный журнал, издававшийся в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова, стал первой платформой для публикаций таких знаковых художников, как Эрик Булатов, Илья Кабаков, Виктор Пивоваров и Олег Васильев.
На страницах «А-Я» находилось место не только для статей о современном русском искусстве, но и для манифестов, просветительских материалов и произведений авангардистов 1910-1920-х годов. Журнал сыграл двойную роль: он открывал западному зрителю советский андеграунд и помогал художникам-участникам определить свое место в истории искусства, ориентированной на магистральное движение авангарда.
С середины 1930-х годов, в период борьбы с формализмом, работы художников, ныне причисляемых к авангардистам, практически исчезли из поля зрения: они перестали появляться в музеях, альбомах и библиотеках. Лишь спустя двадцать лет к теме авангарда вернулись, однако знания о нем были поверхностны. С конца 1950-х началось, по большей части неофициальное, исследование художественных течений начала XX века.
Журнал «А-Я» представляет собой ценнейший исторический документ, представляющий наследие русского авангарда в трех аспектах:
- Публикация материалов первого русского авангарда в разделе «Наследие».
- «Диалог» современных художников с историческим авангардом.
- Размышления о роли авангарда в современном искусстве.
На страницах издания впервые были опубликованы тексты Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина и Варлама Шаламова. Таким образом, журнал способствовал переосмыслению теоретических и художественных концепций раннего авангарда в то время, когда советские издания только начинали осваивать эту тему.
Экспозиция построена на исследовании диалога между «первым» и «вторым» авангардом, представленного в журнале. Она объединит более 350 экспонатов, включая работы Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Павла Филонова, Игоря Шелковского, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Франциско Инфанте, Олега Целкова, Ивана Чуйкова и других.
Проект, иногда называемый «бумажным музеем» по аналогии с «бумажной архитектурой», выходит за рамки журнального листа, перенося зрителя в трехмерное пространство. Посетители смогут «пройти сквозь» номера «А-Я», увидеть оригинальные произведения искусства и архивные документы, публиковавшиеся в журнале.
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина создали в круглом зале белоснежный «журнальный» куб. Внутри этого пространства развернется экскурсия по разделу «Наследие» из восьми номеров журнала: семи художественных и одного литературного. Экспозиция включает разделы: «Комплекс Малевича», «Филоновская мифологема», «Случайная встреча», «Опять ангела нарисовал…», «Пора искусству вторгнуться в жизнь», «Окно расширенного смотрения», «Сам себя издат» и «Право слова». Они последовательно знакомят посетителей с темами, актуальными как для художников 1910-1920-х годов, так и для авторов 1970-1980-х. Внешний периметр выставочного пространства посвящен истории создания журнала, его значению для мирового и отечественного арт-рынка, а также причинам прекращения его выпуска.
Вход на выставку осуществляется по билетам. Подробности о льготных категориях и приобретении билетов можно уточнить в кассе центра.
Комментарии
Комментариев пока нет.