«Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»» — это уникальный выставочный проект Центра «Зотов» и Музея AZ, посвященный исследованию раздела «Наследие» парижского журнала неофициального русского искусства «А-Я».
Издание, выходившее под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова с 1979 по 1986 год, стало платформой для первых публикаций работ таких мастеров, как Эрик Булатов, Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Олег Васильев и многих других. На его страницах можно было найти не только статьи о современном русском искусстве, но и манифесты, просветительские материалы и произведения авангардистов 1910–1920-х годов.
Журнал «А-Я» сыграл ключевую роль в представлении советского андеграунда западному зрителю и помог художникам определить свое место в истории искусства, ориентированной на авангард. После периода забвения, начавшегося с середины 1930-х годов, когда работы авангардистов стали исчезать из музеев и библиотек из-за борьбы с формализмом, интерес к этому направлению возродился лишь к концу 1950-х.
«А-Я» стал уникальным историческим документом, представившим наследие русского авангарда в трех аспектах:
- Публикация материалов первого русского авангарда в разделе «Наследие».
- «Диалог» современных художников с историческим авангардом.
- Размышления об авангарде в контексте современного искусства.
На страницах журнала впервые появились тексты Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина и Варлама Шаламова. Таким образом, «А-Я» способствовал переоткрытию теоретических и художественных концепций раннего авангарда, в то время как советские издания только начинали обращаться к этой теме.
Экспозиция выставки построена вокруг диалога художников «первого» и «второго» авангарда, отраженного на страницах журнала. Она включает более 350 экспонатов — работы таких мастеров, как Казимир Малевич, Эль Лисицкий, Павел Филонов, Игорь Шелковский, Эрик Булатов, Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Франциско Инфанте, Олег Целков, Иван Чуйков и другие.
Проект, который иногда называют «бумажным музеем», выходит за рамки журнального листа, предлагая зрителю погрузиться в пространство номеров «А-Я», увидеть подлинные произведения и архивные документы.
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина создали белоснежный «журнальный» куб внутри круглого зала. В центральном объеме развернут экскурс по разделу «Наследие» восьми номеров журнала — семи художественных и одного литературного. Выставка разделена на тематические секции: «Комплекс Малевича», «Филоновская мифологема», «Случайная встреча», «Опять ангела нарисовал…», «Пора искусству вторгнуться в жизнь», «Окно расширенного смотрения», «Сам себя издат» и «Право слова». Они последовательно знакомят посетителей с темами, актуальными как для художников начала XX века, так и для авторов 1970–1980-х годов.
Внешний периметр куба посвящен истории создания журнала, его значению для мировой и отечественной арт-сцены, а также причинам прекращения его выпуска.
Вход на выставку осуществляется по билетам. Уточнить информацию о льготных категориях и приобрести билеты можно в кассе центра.
Комментарии
Комментариев пока нет.