Центр «Зотов» и Музей AZ представляют выставочный проект, посвященный разделу «Наследие» парижского журнала неофициального русского искусства «А-Я». Издание, выходившее под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова с 1979 по 1986 год, стало первой площадкой для публикаций работ таких художников, как Эрик Булатов, Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Олег Васильев и многих других.
На страницах «А-Я» не только освещалось современное русское искусство, но и публиковались манифесты и статьи об авангардистах 1910-1920-х годов, а также их произведения. Журнал не только знакомил западную аудиторию с советским андеграундом, но и помогал художникам-авторам найти свое место в истории искусства, движимой авангардом.
В середине 1930-х годов произведения художников, ныне признанных авангардистами, были изъяты из музеев и изданий, а борьба с формализмом постепенно вытеснила их из публичного поля. Лишь спустя два десятилетия интерес к авангарду возродился, хотя знание о нем оставалось фрагментарным. С конца 1950-х годов началось, в основном в узких кругах, исследование художественных течений начала XX века.
«А-Я» предстает уникальным историческим документом, представляющим наследие русского авангарда в трех измерениях:
- Публикация материалов первого русского авангарда в разделе «Наследие».
- «Диалог» современных художников с историческим авангардом.
- Размышления о месте авангарда в современном искусстве.
Именно в журнале впервые были опубликованы тексты Малевича, Филонова, Матюшина и Шаламова. Таким образом, «А-Я» способствовал переоткрытию теоретических и художественных концепций раннего авангарда в то время, когда советские издания только начинали обращаться к этой теме.
Экспозиция строится вокруг диалога между «первым» и «вторым» авангардом, представленного на страницах журнала. Она объединяет более 350 экспонатов, включая работы Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Павла Филонова, Игоря Шелковского, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Франциско Инфанте, Олега Целкова, Ивана Чуйкова и других.
Издание, которое порой называют «бумажным музеем», перенесено из плоскости журнального листа в реальное пространство. Зрители могут погрузиться в атмосферу номеров «А-Я», увидеть подлинные произведения искусства и архивные документы.
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина создали в круглом зале центральный белоснежный «журнальный» куб. Внутри него посетителей ждет экскурсия по разделу «Наследие» из восьми номеров журнала: семи художественных и одного литературного. Экспозиция разделена на тематические секции, такие как «Комплекс Малевича», «Филоновская мифологема», «Случайная встреча», «Опять ангела нарисовал…», «Пора искусству вторгнуться в жизнь», «Окно расширенного смотрения», «Сам себя издат» и «Право слова». Эти разделы последовательно раскрывают темы, волновавшие художников как в начале XX века, так и в 1970-1980-е годы.
Во внешнем периметре выставочного пространства представлена история создания журнала, его значение для мирового и отечественного арт-сообщества, а также причины прекращения его выпуска. Вход на выставку осуществляется по билетам. Для получения информации о льготных категориях и приобретения льготных билетов обращайтесь в кассу центра.
Комментарии
Комментариев пока нет.