Выставочный проект Центра «Зотов» и Музея AZ посвящён исследованию раздела «Наследие» парижского журнала неофициального русского искусства «А-Я». Издание, выходившее под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова с 1979 по 1986 год, стало первой платформой для публикаций таких художников, как Эрик Булатов, Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Олег Васильев и многих других.
На страницах «А-Я» публиковались не только статьи о современном русском искусстве, но и манифесты, просветительские материалы об авангардистах 1910-1920-х годов, а также их произведения. Журнал сыграл ключевую роль в ознакомлении западной аудитории с советским андеграундом и помог художникам-авторам осмыслить своё место в истории искусства.
После середины 1930-х годов произведения художников, ныне причисляемых к авангарду, стали исчезать из музеев и публичного поля из-за борьбы с формализмом. Лишь спустя два десятилетия интерес к авангарду возродился, но зачастую знания о нём были поверхностными. С конца 1950-х началось более глубокое, хотя и в основном кулуарное, изучение художественных течений начала XX века.
В этом контексте журнал «А-Я» представляет собой уникальный исторический документ. Он представил наследие русского авангарда в трёх направлениях:
- Публикация материалов первого русского авангарда в разделе «Наследие».
- «Диалог» современных художников с историческим авангардом.
- Размышления об авангарде в контексте современного искусства.
Именно здесь впервые были опубликованы тексты Малевича, Филонова, Матюшина и Шаламова. Журнал активно способствовал переоткрытию теоретических и художественных концепций раннего авангарда, опережая в этом советские издания.
Экспозиция строится вокруг этого диалога между «первым» и «вторым» авангардом, запечатлённого на страницах «А-Я». Она включает более 350 экспонатов, среди которых работы таких мастеров, как Казимир Малевич, Эль Лисицкий, Павел Филонов, Игорь Шелковский, Эрик Булатов, Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Франциско Инфанте, Олег Целков, Иван Чуйков и другие.
Издание, названное «бумажным музеем», обрело физическое воплощение. Зрители получают возможность «пройти сквозь номера «А-Я»», увидеть подлинные произведения искусства и архивные документы, представленные в журнале.
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина создали белоснежный «журнальный» куб внутри круглого зала. Центральный объём предлагает погружение в раздел «Наследие» на материалах восьми номеров журнала (семь художественных и один литературный). Выставку разделяют тематические зоны:
- «Комплекс Малевича»
- «Филоновская мифологема»
- «Случайная встреча»
- «Опять ангела нарисовал…»
- «Пора искусству вторгнуться в жизнь»
- «Окно расширенного смотрения»
- «Сам себя издат»
- «Право слова»
Эти разделы последовательно раскрывают темы, актуальные как для художников начала XX века, так и для авторов 1970-1980-х годов. Внешний периметр куба посвящён истории создания журнала, его значению для арт-сцены и причинам его закрытия.
Вход на выставку осуществляется по билетам.
Комментарии
Комментариев пока нет.