Выставочный проект Центра «Зотов» и Музея AZ предлагает глубокое погружение в мир неофициального русского искусства через призму журнала «А-Я». Это издание, выходившее в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова, стало настоящим мостом между советским андеграундом и западным зрителем.
Именно на страницах «А-Я» впервые были представлены работы таких выдающихся художников, как Эрик Булатов, Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Олег Васильев и многие другие. Помимо актуальных материалов о современном искусстве, журнал публиковал манифесты и статьи, посвященные русскому авангарду 1910-1920-х годов, а также произведения самих мастеров той эпохи.
Журнал не только открывал западному миру советское подполье, но и помогал художникам-авторам осмыслить свое место в истории искусства, ориентированной на магистральное развитие авангарда. Это было особенно важно в период, когда работы художников-авангардистов были практически вычеркнуты из официальной культурной жизни СССР.
С середины 1930-х годов, в эпоху борьбы с формализмом, произведения авангардистов исчезли из музеев и библиотек. Лишь спустя два десятилетия интерес к авангарду возродился, но знания о нем оставались фрагментарными. С конца 1950-х началось, хоть и преимущественно в узких кругах, исследование художественных течений начала XX века.
В этом контексте журнал «А-Я» предстает как уникальный исторический документ. На его страницах наследие русского авангарда раскрывалось многогранно:
- Через публикацию материалов первого русского авангарда в разделе «Наследие».
- Через «диалог» современных художников с историческим авангардом.
- Через размышления о роли авангарда в современном искусстве.
Здесь впервые были опубликованы тексты Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина и Варлама Шаламова. Журнал сыграл ключевую роль в переоткрытии многих теоретических и художественных концепций раннего авангарда, в то время как советские издания только начинали осваивать эту тему.
Экспозиция выставки построена вокруг этого диалога между «первым» и «вторым» авангардом, развернувшегося на страницах журнала. Она объединит более 350 экспонатов, включая работы Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Павла Филонова, Игоря Шелковского, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Франциско Инфанте, Олега Целкова, Ивана Чуйкова и других.
Издание, которое образно называют «бумажным музеем», выходит за пределы журнального листа, предлагая зрителю возможность буквально пройти сквозь страницы «А-Я», увидеть подлинные произведения искусства и архивные документы, которые были опубликованы в журнале.
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина создали в выставочном пространстве белоснежный «журнальный» куб. Внутри него развернется подробный экскурс по разделу «Наследие», охватывающий восемь номеров журнала: семь художественных и один литературный. Разделы выставки, такие как «Комплекс Малевича», «Филоновская мифологема», «Случайная встреча», «Опять ангела нарисовал…», «Пора искусству вторгнуться в жизнь», «Окно расширенного смотрения», «Сам себя издат» и «Право слова», последовательно знакомят посетителей с темами, актуальными как для художников начала XX века, так и для мастеров 1970-1980-х годов.
Внешний периметр выставки посвящен истории создания журнала, его значению для мирового и отечественного арт-сообщества, а также причинам его закрытия. Вход на выставку осуществляется по билетам.
Комментарии
Комментариев пока нет.