Центр «Зотов» и Музей AZ представляют выставочный проект, вдохновленный разделом «Наследие» журнала неофициального русского искусства «А-Я». Это уникальное издание, редакторами которого были Игорь Шелковский и Александр Сидоров, выходило в Париже с 1979 по 1986 год. Именно на его страницах впервые появились работы таких мастеров, как Эрик Булатов, Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Олег Васильев и многие другие.
«А-Я» был не просто журналом о современном русском искусстве. Он публиковал манифесты и просветительские статьи, посвященные авангардистам 1910-1920-х годов, а также их произведения. Издание стало мостом, знакомившим западного зрителя с советским андеграундом и помогавшим художникам определить свое место в истории искусства, выстроенной вокруг движения авангарда.
Период с середины 1930-х годов ознаменовался вытеснением авангардного искусства из официальной культурной жизни. Произведения художников, сегодня признанных новаторами, исчезали из музеев, альбомов и библиотек. Борьба с «формализмом» заставила забыть об этих течениях, и лишь спустя два десятилетия к теме авангарда вернулись, хотя и не всегда глубоко понимая его суть. С конца 1950-х началось, по большей части кулуарное, исследование художественных направлений начала XX века.
Журнал «А-Я» представляет собой бесценный исторический документ. На его страницах наследие русского авангарда рассматривалось под тремя углами: публикация материалов первого авангарда в разделе «Наследие»; «диалог» современных художников с историческим авангардом; и осмысление авангарда в контексте современного искусства. Здесь впервые были опубликованы тексты Малевича, Филонова, Матюшина и Шаламова. Журнал сыграл ключевую роль в переосмыслении теоретических и художественных концепций раннего авангарда, в то время как советские издания только начинали обращаться к этой теме.
Экспозиция строится вокруг диалога художников «первого» и «второго» авангарда, отраженного в страницах журнала. Она объединит более 350 экспонатов, включая произведения Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Павла Филонова, Игоря Шелковского, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Франциско Инфанте, Олега Целкова, Ивана Чуйкова и других.
Издание, которое иногда называют «бумажным музеем», вышло за пределы журнального листа, предлагая зрителю погрузиться в его пространство. Посетители смогут пройти сквозь номера «А-Я», увидеть оригинальные произведения и архивные документы, которые были в нем опубликованы.
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина создали белоснежный «журнальный» куб, органично вписанный в круглый план выставочного зала. Внутри этого центрального объема развернется экскурс по разделу «Наследие», представленному на страницах восьми номеров журнала — семи художественных и одного литературного.
Выставка включает разделы: «Комплекс Малевича», «Филоновская мифологема», «Случайная встреча», «Опять ангела нарисовал…», «Пора искусству вторгнуться в жизнь», «Окно расширенного смотрения», «Сам себя издат» и «Право слова». Эти разделы последовательно проведут посетителей по темам, которые волновали художников как в 1910-1920-х, так и в 1970-1980-х годах.
Во внешнем периметре, за пределами куба, посетители смогут ознакомиться с историей создания журнала, его значением для мировой и отечественной арт-сцены, а также причинами прекращения его выпуска.
Вход на выставку осуществляется по билетам. Для уточнения льготных категорий и приобретения льготных билетов необходимо обращаться в кассу центра.
Комментарии
Комментариев пока нет.