Центр «Зотов» и Музей AZ представляют выставочный проект, глубоко исследующий раздел «Наследие» легендарного журнала неофициального русского искусства «А-Я». Этот парижский журнал, издававшийся с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова, стал первой платформой для публикаций таких выдающихся художников, как Эрик Булатов, Илья Кабаков, Виктор Пивоваров и Олег Васильев.
На страницах «А-Я» соседствовали статьи о современном русском искусстве, манифесты и просветительские материалы об авангардистах 1910-1920-х годов, а также их оригинальные произведения. Журнал не только открывал западному зрителю советский андеграунд, но и помогал художникам-участникам издания обрести свое место в «истории искусства, выстроенной по магистральной линии движения авангарда».
После середины 1930-х годов работы художников, ныне признанных авангардистами, практически исчезли из поля зрения: их исключали из музеев, убирали из альбомов и закрывали доступ в библиотеки. В тот период активно велась борьба с формализмом, считавшимся чуждым социалистическому обществу. Лишь спустя два десятилетия интерес к авангарду возродился, хотя знания о нем оставались поверхностными. С конца 1950-х началось более глубокое, но зачастую скрытое от широкой публики исследование художественных течений начала XX века.
В этом контексте журнал «А-Я» представляет собой уникальный исторический документ. Наследие русского авангарда на его страницах раскрывалось тремя способами:
- Публикация материалов первого русского авангарда в разделе «Наследие».
- «Диалог» современных художников с историческим авангардом.
- Размышления о сущности авангарда в современном искусстве.
Именно здесь впервые были опубликованы тексты Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина и Варлама Шаламова. Таким образом, журнал сыграл ключевую роль в переоткрытии многих теоретических и художественных концепций раннего авангарда, в то время как советские издания только начинали обращаться к этой теме.
Экспозиция выставки построена вокруг этого диалога между «первым» и «вторым» авангардом, воплощенного на страницах журнала. Она объединит более 350 экспонатов, включая произведения Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Павла Филонова, Игоря Шелковского, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Франциско Инфанте, Олега Целкова, Ивана Чуйкова и других мастеров.
Издание, которое иногда называют «бумажным музеем» (по аналогии с «бумажной архитектурой»), вышло за пределы журнальных страниц, предлагая зрителю возможность погрузиться в номера «А-Я», увидеть оригинальные произведения и архивные документы, которые в нем публиковались.
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина создали в круглом зале центральный белоснежный «журнальный» куб. Внутри этого объема посетителей ждет детальное знакомство с разделом «Наследие», представленным на материалах восьми выпусков журнала: семи художественных и одного литературного. Последовательно раскрывая темы, волновавшие художников как начала XX века, так и конца 1970-х-1980-х годов, выставка разделена на тематические зоны: «Комплекс Малевича», «Филоновская мифологема», «Случайная встреча», «Опять ангела нарисовал…», «Пора искусству вторгнуться в жизнь», «Окно расширенного смотрения», «Сам себя издат» и «Право слова».
Во внешнем пространстве, окружающем куб, посетители смогут узнать об истории создания журнала, его значении для отечественной и мировой арт-сцены, а также о причинах прекращения его выпуска.
Билеты на выставку доступны для приобретения. Для получения информации о льготных категориях и приобретения льготных билетов обращайтесь в кассу центра.
Комментарии
Комментариев пока нет.