Выставочный проект Центра «Зотов» и Музея AZ погружает зрителей в мир неофициального русского искусства через призму журнала «А-Я». Это издание, выходившее в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова, стало первой площадкой для публикаций работ таких мастеров, как Эрик Булатов, Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Олег Васильев и многих других.
На страницах «А-Я» не только освещалось современное русское искусство, но и публиковались манифесты и просветительские материалы, посвященные авангардистам 1910-1920-х годов. Журнал играл двойную роль: с одной стороны, он знакомил западную публику с советским андеграундом, а с другой — помогал художникам-авторам определить свое место в истории искусства, выстроенной вокруг движения авангарда.
В середине 1930-х годов творчество художников, ныне считающихся авангардистами, оказалось под запретом: их работы исчезли из музеев, альбомов и библиотек. Борьба с формализмом, чуждым социалистическому обществу, привела к забвению. Лишь спустя два десятилетия вновь заговорили об авангарде, но зачастую его знали поверхностно. С конца 1950-х началось, в основном в узких кругах, кропотливое исследование художественных течений начала XX века.
В этом контексте журнал «А-Я» предстает как уникальный исторический документ. Наследие русского авангарда представлено здесь в трех аспектах:
- Публикации материалов первого русского авангарда в разделе «Наследие».
- «Диалог» современных художников с историческим авангардом.
- Размышления об авангарде в современном искусстве.
Именно в «А-Я» впервые были опубликованы тексты Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина и Варлама Шаламова. Журнал способствовал возрождению многих теоретических и художественных концепций раннего авангарда в тот период, когда советские издания только начинали обращаться к этой теме.
Экспозиция выставки строится вокруг диалога «первого» и «второго» авангарда, запечатленного на страницах журнала. Представлено более 350 экспонатов, включая произведения Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Павла Филонова, Игоря Шелковского, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Франциско Инфанте, Олега Целкова, Ивана Чуйкова и других.
Издание, которое иногда называют «бумажным музеем» (по аналогии с «бумажной архитектурой»), вышло за пределы журнального листа, позволяя зрителю окунуться в атмосферу номеров «А-Я», увидеть оригинальные произведения и архивные документы, которые были в нем опубликованы.
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина создали в центре зала белоснежный «журнальный» куб. Внутри этого объема посетителей ждет путешествие по разделу «Наследие» восьми номеров журнала — семи художественных и одного литературного. Разделы выставки, такие как «Комплекс Малевича», «Филоновская мифологема», «Случайная встреча», «Опять ангела нарисовал…», «Пора искусству вторгнуться в жизнь», «Окно расширенного смотрения», «Сам себя издат» и «Право слова», последовательно раскрывают темы, волновавшие художников как начала XX века, так и конца XX века.
Во внешнем пространстве куба можно ознакомиться с историей создания журнала, его значением для арт-сцены и причинами прекращения выпуска.
Вход на выставку осуществляется по билетам. Подробности о льготных категориях и приобретении билетов можно уточнить в кассе центра.
Комментарии
Комментариев пока нет.