Выставочный проект Центра «Зотов» и Музея AZ погружает в мир неофициального русского искусства через призму журнала «А-Я», издававшегося в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова. В этом уникальном издании впервые были представлены работы таких мастеров, как Эрик Булатов, Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Олег Васильев и многие другие.
«А-Я» не ограничивался современным искусством. На его страницах публиковались манифесты и просветительские материалы, посвященные русским авангардистам 1910-1920-х годов, а также их произведения. Журнал стал мостом между советским андеграундом и западной публикой, помогая художникам осмыслить свое место в контексте истории искусства, где авангард занимал центральное положение.
После середины 1930-х годов произведения авангардистов были изъяты из музеев и изданий, став жертвой борьбы с формализмом. Лишь спустя десятилетия к авангарду вновь проявили интерес, хотя понимание его сути оставалось ограниченным. С конца 1950-х началось, зачастую в неформальной обстановке, изучение художественных течений начала XX века.
В этом контексте «А-Я» предстает как бесценный исторический документ. Наследие русского авангарда на страницах журнала раскрывалось в трех направлениях:
- Публикация материалов первого русского авангарда в разделе «Наследие».
- «Диалог» современных художников с историческим авангардом.
- Размышления об авангарде в современном искусстве.
Именно здесь впервые появились тексты Малевича, Филонова, Матюшина и Шаламова. Таким образом, журнал сыграл ключевую роль в переоткрытии теоретических и художественных концепций раннего авангарда, в то время как советские издания только начинали осваивать эту тему.
Экспозиция выстроена вокруг диалога художников «первого» и «второго» авангарда, отраженного в журнале, и насчитывает более 350 экспонатов. Среди них — работы Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Павла Филонова, Игоря Шелковского, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Франциско Инфанте, Олега Целкова, Ивана Чуйкова и других.
Проект, который иногда называют «бумажным музеем», переносит контент журнала из плоскости печатного листа в трехмерное пространство. Посетители смогут пройти сквозь номера «А-Я», увидеть оригинальные произведения искусства и архивные документы, когда-либо опубликованные в издании.
Архитектурное решение выставки, созданное Александром Бродским и Наташей Кузьминой, включает в себя белоснежный «журнальный» куб, интегрированный в круглый зал. Внутри куба разворачивается экспозиция, посвященная разделу «Наследие» из восьми номеров журнала (семь художественных и один литературный). За пределами центрального объема представлена история создания «А-Я», его значение для отечественной и мировой арт-сцены, а также причины завершения его выпуска.
Разделы выставки, такие как «Комплекс Малевича», «Филоновская мифологема», «Случайная встреча», «Опять ангела нарисовал…», «Пора искусству вторгнуться в жизнь», «Окно расширенного смотрения», «Сам себя издат» и «Право слова», последовательно проводят посетителей по темам, актуальным как для художников начала XX века, так и для авторов 1970-1980-х годов.
Вход на выставку осуществляется по билетам. Подробности о льготных категориях и приобретении билетов можно уточнить в кассе Центра «Зотов».
Комментарии
Комментариев пока нет.