Центр «Зотов» и Музей AZ представляют уникальный выставочный проект, посвященный журналу неофициального русского искусства «А-Я». Это издание, выходившее в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова, стало настоящей платформой для русских художников.
Именно на страницах «А-Я» впервые были опубликованы работы таких мастеров, как Эрик Булатов, Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Олег Васильев и многие другие. Журнал не только знакомил западную публику с советским андеграундом, но и служил ориентиром для самих художников, помогая им осмыслить свое место в контексте истории искусства.
«А-Я» освещал не только современное русское искусство, но и обращался к истокам, публикуя манифесты и статьи об авангардистах 1910-1920-х годов, а также их произведения. Этот раздел, получивший название «Наследие», стал отправной точкой для многих.
Исторически, начиная с середины 1930-х годов, работы художников-авангардистов практически исчезли из поля зрения: их произведения изымались из музеев и библиотек в рамках борьбы с формализмом. Лишь спустя десятилетия к теме авангарда начали возвращаться, но зачастую без глубокого понимания. С конца 1950-х годов началось, в основном кулуарное, изучение художественных течений начала XX века.
В этом свете журнал «А-Я» предстает как бесценный исторический документ. Наследие русского авангарда представлено здесь в трех аспектах:
- Публикация материалов первого русского авангарда в разделе «Наследие».
- «Диалог» современных художников с историческим авангардом.
- Размышления о роли авангарда в современном искусстве.
Именно в «А-Я» впервые были опубликованы тексты таких ключевых фигур, как Малевич, Филонов, Матюшин и Шаламов. Таким образом, журнал внес неоценимый вклад в переоткрытие теоретических и художественных концепций раннего авангарда, опередив публикации на эту тему в советских изданиях.
Экспозиция построена на основе этого диалога между «первым» и «вторым» авангардом, развернувшегося на страницах журнала. Она включает более 350 экспонатов, среди которых представлены работы Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Павла Филонова, Игоря Шелковского, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Франциско Инфанте, Олега Целкова, Ивана Чуйкова и других выдающихся мастеров.
Издание, которое иногда называют «бумажным музеем», оживает в пространстве выставки. Зрители получают возможность пройти сквозь номера «А-Я», увидеть подлинные произведения искусства и архивные документы, которые были опубликованы на его страницах.
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина создали уникальное пространство: в центре круглого зала возвышается белоснежный «журнальный» куб. Внутри него представлен подробный экскурс по разделу «Наследие» восьми номеров журнала – семи художественных и одного литературного.
Выставка разделена на тематические зоны, каждая из которых раскрывает аспекты, волновавшие художников как начала XX века, так и конца XX века: «Комплекс Малевича», «Филоновская мифологема», «Случайная встреча», «Опять ангела нарисовал…», «Пора искусству вторгнуться в жизнь», «Окно расширенного смотрения», «Сам себя издат» и «Право слова». Внешний периметр куба посвящен истории создания журнала, его значению для арт-сцены и причинам прекращения его выпуска.
Вход на выставку осуществляется по билетам. Подробности о льготных категориях и приобретении билетов можно уточнить в кассе центра.
Комментарии
Комментариев пока нет.