Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»
Уникальный выставочный проект, организованный Центром «Зотов» совместно с Музеем AZ, посвящён исследованию раздела «Наследие» легендарного журнала «А-Я»** — ключевого издания неофициального русского искусства, выходившего в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова.
Именно на страницах «А-Я»** впервые были опубликованы работы таких мастеров, как:
- Эрик Булатов,
- Илья Кабаков,
- Виктор Пивоваров,
- Олег Васильев и других.
Журнал стал не только мостом между советским андеграундом и западной аудиторией, но и платформой для осмысления места современных художников в истории авангарда. Помимо статей о русском искусстве 1970–1980-х, здесь публиковались:
- манифесты и исследования об авангардистах 1910–1920-х;
- архивные материалы и произведения Малевича, Филонова, Матюшина;
- диалоги современных авторов с классиками авангарда.
Почему «А-Я» — уникальный исторический документ?
С середины 1930-х произведения авангардистов были изъяты из музеев, альбомов и библиотек в рамках борьбы с «формализмом». Лишь через 20 лет тема авангарда начала постепенно возвращаться в дискурс — сначала в узких кругах, а затем и на страницах «А-Я»**.
Журнал представил наследие русского авангарда в трёх ключевых ракурсах:
- Публикация материалов первого авангарда в разделе «Наследие»;
- Диалог современных художников с историческим авангардом;
- Размышления об авангарде в контексте искусства 1970–1980-х.
Здесь впервые увидели свет тексты Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина и других. «А-Я»** стал катализатором переоткрытия теоретических и художественных концепций раннего авангарда, опередив советские издания на годы.
Что ждёт посетителей выставки?
Экспозиция построена вокруг диалога «первого» и «второго» авангарда и включает более 350 экспонатов, среди которых:
- работы Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Павла Филонова;
- произведения Игоря Шелковского, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова;
- архивные документы и подлинные публикации из журнала.
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина создали для выставки уникальное пространство: в центре зала расположен белоснежный «журнальный» куб, символизирующий переход издания из плоскости страниц в реальное пространство. Внутри куба зрители смогут:
- пройти по разделам 8 номеров «А-Я»** (7 художественных и 1 литературный);
- ознакомиться с тематическими блоками выставки, такими как «Комплекс Малевича», «Филоновская мифологема», «Пора искусству вторгнуться в жизнь» и другими;
- увидеть, как темы, волновавшие художников в 1910–1920-х, перекликаются с идеями 1970–1980-х.
Во внешнем периметре зала представлена история создания журнала, его роль в мировой и отечественной арт-сцене, а также причины прекращения выпуска.
Как посетить выставку?
Выставка пройдёт в Центре «Зотов»** (Москва) 28 сентября 2025 года. Вход по билетам. Уточнить льготные категории и приобрести билеты можно в кассе центра или по телефону: +7 495...
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.