1991: Хаос, свобода и музыкальные перемены
| Просмотров: 41991 год. Это не просто дата. Это переломный момент. Последний год проекта «Музыка перемен». Последний год эпохи перестройки. Советский Союз уходит в историю. Андрей Васильев, ведущий цикла, описывает 1991-й как «год максимального хаоса и невиданной свободы». Финальный выпуск программы поражает своей эклектичностью. Пока Горбачёв и Ельцин делили власть, государству было не до культуры. Это открыло дорогу самым невероятным формам самовыражения.
Васильев начинает с рэп-фестиваля. Первый и, как оказалось, последний фестиваль советского рэпа «Рэп-пик-91» прошел в Ленинградском дворце молодёжи. Жанр был настолько новым, что названия многих групп стерлись из памяти даже у организаторов. Рэперы встретились, пообщались и разехались. Не все дожили до рассвета российского рэпа. Этот хип-хоп-слет не повлиял на общую музыкальную сцену. Но сюжет о нем сегодня смотрится познавательно. Как и истории о легендарном клубе TaMtAm. Из этого питерского места вышли Tequilajazzz и «Король и шут».
Альбом 1991 года, по мнению Андрея Васильева, это «Московская прописка» группы «Комбинация». Возможно, многие помнят лишь пару хитов. Однако альбом заслуживает внимания. Он представляет собой смесь социальных тем, политики и разных музыкальных стилей. Даже есть песня «Русский хип-хоп» в духе R'n'B!
В выпуске также звучит дебют Татьяны Булановой. Её уникальный тембр завораживает. Показывают и фестиваль «Монстры рока в Тушине». Его еще называли «тушинским побоищем». Это событие казалось немыслимым всего год назад. Но в 1991 году оно стало совершенно органичным. ГКЧП уже потерпел поражение. Но что делать дальше – было непонятно. Metallica и AC/DC готовы были выступать в Москве. Однако никто не умел обеспечивать безопасность на таких мероприятиях. Внутренние войска разгоняли пьяных фанатов. Свобода была абсолютной. Вход бесплатный. Но некоторые использовали пустые бутылки как оружие. Дикость и адреналин зашкаливали.
Тем временем Сергей Курёхин в эфире Ленинградского телевидения с серьезным лицом обманывал зрителей. Он рассказывал про грибную сущность Ленина. Люди привыкли доверять телевизору. Хотя Курёхин и ведущий Сергей Шолохов в конце раскрыли мистификацию и рассмеялись, она оказалась на удивление живучей. Ее даже пришлось опровергать в официальных газетах КПСС. Тогда еще не было слова «троллинг». Но сам троллинг, безусловно, существовал.
В 1991 году при загадочных обстоятельствах ушел из жизни Майк Науменко. Он был лидером группы «Зоопарк». Ведущий «Музыки перемен», кажется, перепутал его с Цоем. По версии Васильева, посмертная слава Майка затмила прижизненную. На самом деле, все было иначе. При жизни Науменко «Зоопарк» считался второй по значимости группой Ленинграда после «Аквариума». Его магнитоальбомы ценились не меньше, чем творения Гребенщикова. Но в конце 80-х Майк Науменко оказался одним из немногих подпольных рокеров. Он не захотел или не смог выступать на стадионах. Не ставил масштабные программы. Да и новые песни, сравнимые по гениальности с «Уездным городом N», писать перестал. Когда он умер в 36 лет, это был шок. Но не было ощущения, что он не сказал всего. Сегодня «Зоопарк», если говорить честно, забыт. Лишь горстка энтузиастов поддерживает память о Майке.