Балет «Ярославна», созданный композитором Борисом Тищенко (1939–2010), является музыкальным воплощением древнерусского эпоса XII века — «Слова о полку Игореве». Тищенко представил оригинальный взгляд на знакомый сюжет, переосмыслив границы жанра. В его партитуре эпические мотивы переплетаются с драматическими, а ключевые отрывки из «Слова о полку Игореве» исполняются хором.
Хор в балете играет многогранную роль: он выступает рассказчиком, комментирует происходящее, становится голосами природы или даже воплощает персонажей. Эта уникальная интерпретация подчеркивает глубину и многослойность как оригинального произведения, так и музыкального сопровождения.
Мировая премьера балета состоялась в 1974 году в Ленинградском Малеготе (ныне Михайловский театр), над постановкой работали хореограф, автор либретто и сценограф Олег Виноградов, а также режиссёр Юрий Любимов. Спектакль получил новую жизнь на сцене Пермского театра оперы и балета благодаря хореографии Алексея Мирошниченко, который также создал новую версию либретто.
Алексей Мирошниченко отмечает:
«Партитура Бориса Тищенко — совершенно уникальное произведение. Иначе как озарением его не назовёшь: настолько понять, прочувствовать и найти убедительные музыкальные аналоги тексту «Слова...»! Всё продумано по структуре, музыка образная, чувственная, при этом очень сложная и для оркестра, и для балета. Перед нами композитор высокого таланта, глубины, культуры и образованности. Его музыка очень интеллигентная, и другой к этому литературному первоисточнику я не могу представить, как невозможно представить себе в другом звучании «Лебединое озеро» или «Щелкунчика».
Дирижёр-постановщик Артём Абашев добавляет:
«В музыке «Ярославны» есть и молитва, и сакральные эпизоды, и кульминационный момент всей партитуры — мистический — это, конечно, затмение. Поэтому и к трактовке балета я подхожу как к ритуалу. В нашем спектакле вообще ритуальность имеет большое значение. Но, пожалуй, всё-таки главная краска — это хор. Балет вполне мог бы звучать в концертном исполнении. Он написан, по большому счёту, в ораториальном жанре — где активная роль у хора. Он исполняет текст — цитаты из «Слова о полку Игореве», с помощью которых собирает драматургию балета. Это рассказчик, который ведёт повествование, и в нашем спектакле он перемещает нас из действия в действие. Хор абсолютно полноценный участник балета».
Комментарии
Комментариев пока нет.