В своем новом видео Александр Уманчук проливает свет на зарождение и развитие жанра рок-оперы в Советском Союзе. По его мнению, хотя многие считают «Jesus Christ Superstar» отправной точкой, новаторские работы, такие как «S. F. Sorrow» группы Pretty Things (1968) и «Tommy» группы The Who (1969), появились раньше. Однако именно «Jesus Christ Superstar» привлекла к себе наибольшее внимание и вызвала бурные дискуссии.
В СССР, несмотря на атеистическую идеологию и неприятие слова «рок», некоторые музыканты вдохновились примерами зарубежных коллег. Анатолий Васильев, руководитель ВИА «Поющие гитары», предложил композитору Александру Журбину и поэту Юрию Димитрину создать произведение в этом жанре. Вдохновившись греческим мифом об Орфее и Эвридике, они столкнулись с запретом называть свое творение «рок-оперой». В итоге родилось понятие «зонг-опера», которое было одобрено. Премьера «Орфея и Эвридики» состоялась в Ленинграде в июле 1975 года. Главные партии исполнили Альберт Асадуллин и Ирина Понаровская. Спектакль имел оглушительный успех, выдержав более 2 тысяч представлений за 10 лет.
В ответ на ленинградский триумф, Москва представила рок-оперу «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» Алексея Рыбникова, поставленную в театре Ленком в 1976 году. Следующим амбициозным проектом стало сотрудничество Рыбникова, Марка Захарова и Андрея Вознесенского — «Юнона и Авось». Уманчук отмечает, насколько смелым для своего времени было затрагивание тем американской истории, неравного брака между графом Резановым и юной Кончитой, а также обилия религиозной музыки.
В процессе создания «Юноны и Авось» Рыбников сосредоточился на аудиоверсии, предвидя сложности с постановкой. Партии исполнили Геннадий Трофимов и Анна Рыбникова. Пластинка получила одобрение цензуры, а театральная премьера состоялась в 1981 году. Хотя Уманчук признает вокальное превосходство Трофимова, он отмечает, что Николай Караченцов создал эталонный образ Резанова.
Обе знаковые рок-оперы продолжают ставиться и сегодня. Зрители могут узнать о ближайших показах этих произведений в рекомендованных Уманчуком постановках в Москве.
Комментарии
Комментариев пока нет.