2025, «Короче, слушай».
Альбом «Морская» группы «Мумий Тролль» стал предметом множества книг, статей и исследований. Поэтому я с некоторым скепсисом включил выпуск на неизвестном мне канале Ильи Федотенко, который называет себя просто Федотом. Канал существует всего пару месяцев, но стоит следить за ним более пристально.
Итак, «Морская». Этот альбом «перевернул игру», стёр грань между роком и попсой, и в одночасье сделал суперзвездой обаятельного провинциала Илью Лагутенко. Федот сначала помещает процесс записи пластинки в исторический контекст: многие события 1996 года выглядят доисторическими – по крайней мере, они запомнились куда хуже, чем альбом «Мумий Тролля». Ведущий рассказывает в принципе хорошо известную историю, но делает это уверенно, качественно и лаконично. Выпуск про один из важнейших альбомов русского рока длится меньше 20 минут – тут и зумеры не успеют устать, и бумеры вспомнят основное, не углубляясь в нюансы.
Предыстория записи «Морской» - это фактически вся творческая биография Ильи Лагутенко: ранние магнитоальбомы, служба на флоте, учёба в Китае, бизнес-консалтинг в Лондоне. Федотенко ловко подмонтировал к этим воспоминаниям фрагменты песен, ставших классикой: это произведение было написано в 15 лет, это – во время службы, то – в Китае, а эти хиты – в лондонской студии чуть ли не во время записи, послушайте кусочек. Меньше чем за год до превращения в суперзвезду Илья Лагутенко впервые оказался в профессиональной студии, где пришлось объяснять британским музыкантам, как записать на клавишах партию, которую сам Илья наиграл на демо одним пальцем. Будущим хитом Лагутенко считал «Розу Люксембург» - и ошибался. При этом он считал «Утекай» гениальной песней – и не ошибался.
В общем, и запись, и сам альбом получились парадоксальными: «Морская» настолько выбивалась из всех форматов, что в России за издание не взялся ни один лейбл. Что это, куда это? Но один всё-таки рискнул и не прогадал. Песни с «Морской» обрушились на аудиторию, поломав форматные плотины. Сейчас никто об этом не вспоминает, но автор выпуска всё же отметил: для 1997 года мысль о том, что рок может быть позитивным и развлекательным, а попса – качественной и нестыдной, была ещё слишком смелой. Может быть, даже преждевременной – если бы «Мумий Тролль» не пришёл и не пробил стену между жанрами.