Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»
Уникальный выставочный проект, организованный Центром «Зотов» и Музеем AZ, посвящён исследованию раздела «Наследие» легендарного журнала «А-Я»** — ключевого издания неофициального русского искусства, выходившего в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова.
Именно на страницах «А-Я»** впервые были опубликованы работы таких мастеров, как:
- Эрик Булатов,
- Илья Кабаков,
- Виктор Пивоваров,
- Олег Васильев и другие.
Журнал стал не только мостом между советским андеграундом и западным зрителем, но и платформой для осмысления места современных художников в истории авангарда. Здесь публиковались не только статьи о современном искусстве, но и манифесты, просветительские материалы об авангардистах 1910–1920-х годов, а также их ранее недоступные произведения.
От забвения к возрождению: роль журнала «А-Я»
С середины 1930-х годов творчество авангардистов было практически стерто из культурного поля: их работы исчезли из музеев, альбомов и библиотек в рамках борьбы с «формализмом». Лишь спустя 20 лет интерес к авангарду начал возрождаться, но знания о нём оставались фрагментарными.
Журнал «А-Я»** стал уникальным историческим документом, представив наследие русского авангарда в трёх ключевых ракурсах:
- Публикация архивных материалов первого авангарда в разделе «Наследие»;
- Диалог современных художников с историческим авангардом;
- Размышления об авангарде в контексте современного искусства.
На его страницах впервые увидели свет тексты Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина и Варлама Шаламова, способствуя переоткрытию теоретических и художественных концепций раннего авангарда в то время, когда советская пресса только начинала о нём говорить.
Экспозиция: от «бумажного музея» к реальному пространству
Выставка построена вокруг диалога «первого» и «второго» авангарда и объединяет более 350 экспонатов, среди которых:
- произведения Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Павла Филонова;
- работы Игоря Шелковского, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова;
- архивные документы и подлинные публикации из журнала.
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина создали для выставки уникальное пространство: в центре круглого зала расположен белоснежный «журнальный» куб, символизирующий переход издания из плоскости страниц в реальное пространство. Внутри куба посетители смогут ознакомиться с разделом «Наследие»** на примере восьми номеров журнала (семи художественных и одного литературного).
Темы выставки отражают ключевые вопросы, волновавшие художников как в 1910–1920-х, так и в 1970–1980-х годах:
- «Комплекс Малевича»;
- «Филоновская мифологема»;
- «Случайная встреча»;
- «Пора искусству вторгнуться в жизнь»;
- «Окно расширенного смотрения»;
- «Сам себя издат»;
- «Право слова».
Во внешнем периметре зала представлена история создания журнала, его роль в мировой и отечественной арт-сцене, а также причины прекращения выпуска.
Как посетить выставку
Выставка пройдёт в Центре «Зотов»** (Москва) 25 сентября 2025 года. Вход по билетам. Уточнить льготные категории и приобрести билеты можно в кассе центра или по телефону: +7 495...
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.