Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»
Уникальный выставочный проект, организованный Центром «Зотов» совместно с Музеем AZ, посвящён исследованию раздела «Наследие» легендарного журнала неофициального русского искусства «А-Я»**. Издание, основанное в Париже в 1979–1986 годах под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова, стало первой площадкой для публикаций работ:
- Эрика Булатова,
- Ильи Кабакова,
- Виктора Пивоварова,
- Олега Васильева и других мастеров советского андеграунда.
Помимо статей о современном искусстве, на страницах журнала публиковались манифесты, просветительские материалы об авангардистах 1910–1920-х годов, а также их произведения. «А-Я»** не только знакомил западную аудиторию с советским андеграундом, но и помогал художникам определить своё место в «истории искусства, выстроенной по магистрали авангарда»**.
Возвращение забытого наследия
С середины 1930-х годов работы авангардистов исчезли из музейных экспозиций, альбомов и библиотек. Борьба с «формализмом»**, чуждым социалистическому обществу, привела к забвению. Лишь через 20 лет авангард вновь стал предметом обсуждения, но его история оставалась малоизвестной. С конца 1950-х началось кулуарное изучение художественных течений начала XX века.
Журнал «А-Я»** стал уникальным историческим документом, представив наследие русского авангарда в трёх ракурсах:
- Публикация материалов первого русского авангарда в разделе «Наследие»**;
- Диалог современных художников с историческим авангардом;
- Размышления об авангарде в современном искусстве.
Здесь впервые были опубликованы тексты Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина и Варлама Шаламова, способствуя переоткрытию теоретических и художественных концепций раннего авангарда.
Экспозиция: диалог эпох
Выставка построена вокруг диалога художников «первого»** и «второго»** авангарда и объединяет более 350 экспонатов, среди которых:
- Работы Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Павла Филонова;
- Произведения Игоря Шелковского, Эрика Булатова, Ильи Кабакова;
- Архивные документы и подлинные публикации из журнала.
Журнал, названный «бумажным музеем»**, вышел за пределы печатного листа, позволяя зрителям пройти сквозь номера «А-Я»** и увидеть оригинальные произведения. Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина оформили выставочное пространство в виде белоснежного «журнального» куба, внутри которого представлен раздел «Наследие»** из восьми номеров (семь художественных и один литературный).
Темы выставки — «Комплекс Малевича»**, «Филоновская мифологема»**, «Случайная встреча»** и другие — проводят посетителей через ключевые вопросы, волновавшие художников в 1910–1920-х и 1970–1980-х годах. Во внешнем периметре зала представлена история создания журнала, его роль в мировой и отечественной арт-сцене, а также причины прекращения издания.
Посещение и билеты
Вход на выставку — по билетам. Уточнить льготные категории и приобрести билеты можно в кассе Центра «Зотов»** или по телефону: +7 495...
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.