Рижский пианист Георгий Осокинс, известный как активный пропагандист музыки эстонского композитора Арво Пярта, отметил 90-летие мастера концертом в Берлине 22 ноября 2025 года. Недавно Осокинс сотрудничал с Мартой Аргерих, записав для Deutsche Grammophon двухрояльную версию «Гимна великому городу».
Концерт под названием «FOR ARVO» представил глубокие интерпретации произведений Пярта, а также продемонстрировал виртуозность пианиста. Программа включала четыре композиции Арво Пярта, а также произведения Шуберта, Баха/Бузони, Скрябина и Листа.
Вечер начался с мировой премьеры собственной транскрипции Осокинса мистической и духовной композиции Пярта «Fratres» из цикла «Für Alina». Мерные ферматы и длительные паузы подчеркивали гипнотическую мелодию, создаваемую верхними нотами.
Далее прозвучало трогательное и поэтичное исполнение «Moments Musicaux» Op. 24 № 24 Шуберта, отмеченное критиками как «почти Брендль-эск». Затем последовал еще один шедевр Пярта – «Ukuaru Valss», исполненный Осокинсом с некоторой «Ländler-ish» энергией, придающей произведению дополнительную живость.
Первая часть концерта завершилась виртуозным исполнением транскрипции Бузони «Чаконы» из Партиты № 2 для скрипки ре минор BWV 1004 Баха. Эта работа, требующая от пианиста экстраординарных технических навыков, была мастерски исполнена Осокинсом с уверенностью и точностью.
Во второй половине программы Арво Пярт вновь был представлен Партитой № 2 в четырех частях. «Poème «Vers la flamme» Op. 72 Скрябина послужил контрастным, но органичным мостом к следующему произведению Пярта – «Lamentate X “Fragile e conciliante”», последней части меланхоличного, но в конечном итоге утверждающего цикла. Оригинальная партитура для фортепиано и оркестра прозвучала в авторской транскрипции молодого латвийского пианиста.
В «Après une lecture du Dante: Fantasia quasi Sonata» Листа Осокинс с легкостью справился с виртуозными требованиями произведения. На бис прозвучали Прелюдия соль-диез минор op. 32 № 12 Рахманинова и Венгерская рапсодия № 15 Листа (в аранжировке Горовица/Осокинса).
Концерт запомнился и двумя другими деталями. Во-первых, Осокинс играл на рояле Steinway 1925 года, известном как «Blue» Steinway. Его теплое звучание, особенно в нижних регистрах, было богатым и медовым, а верхний диапазон – кристально чистым и прозрачным. Исторический инструмент был предоставлен на вечер Гамбургским симфоническим оркестром.
Второй особенностью стало само место проведения. «Kühlhaus», одно из новейших концертных пространств Берлина, расположенное между районами Кройцберг и Митте, представляет собой реконструированное здание бывшей холодильной установки, построенное в 1901 году. Отличаясь суровым интерьером из необработанного кирпича, цемента и металла, оно обладает впечатляюще чистой и яркой акустикой. Единственным «неудобством» зала, помимо, возможно, необходимости дополнительного отопления в зимний период, было отсутствие текстиля, что в прохладном берлинском климате могло доставить некоторый дискомфорт.
Учитывая репутацию Берлина как «самого крутого» города Европы, появление такого места, как «Kühlhaus», идеально вписывается в концепцию «вечно молодого города», как говорила Хильдегард Кнеф.
Комментарии
Комментариев пока нет.