Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко представит монументальную оперу Петра Чайковского «Орлеанская дева» 28-30 ноября 2025 года. В центре постановки – размышления о выборе между любовью и долгом, трагедии войны, божественном предопределении и героизме самопожертвования ради родины. Режиссером выступит Александр Титель, а дирижером – Кристиан Кнапп.
Александр Титель описывает «Орлеанскую деву» как самую масштабную оперу Чайковского, объединяющую драматизм и ораториальные элементы. Он отмечает острый конфликт между призванием Жанны д'Арк, побудившим ее возглавить борьбу за Францию, и ее личными чувствами. Режиссер подчеркивает стремление создать синтез «театра представления» и «театра переживания», где пафос будет наполнен конкретным драматическим смыслом. Задача – придать постановке актуальное звучание, связав мистические аспекты произведения с современным восприятием, добиваясь гармоничного сочетания зрелищности и правдивости.
Центральный персонаж оперы – образ Иоанны, воплощающий силу духа, мужество, верность долгу и трагическую судьбу. Это произведение стало вершиной развития психологической драмы в творчестве Чайковского, сочетая лиризм с героической решимостью, исторический контекст с мистическими переживаниями.
Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик Кристиан Кнапп выделяет симфонический статус оркестра в данной опере. По его словам, оркестр выступает не просто как аккомпанемент, а как самостоятельный действующий персонаж, создавая богатое музыкальное полотно. Дирижер подчеркивает важность гибкости и чуткого взаимодействия с артистами на сцене, что является отличительной чертой постановок театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, обеспечивая единство режиссерского замысла, драматургии и музыкального исполнения.
Главную партию исполнят Лариса Андреева, Екатерина Лукаш и Анна Загородняя. Среди участников постановки — ведущие артисты театра, такие как Андрей Батуркин, Антон Зараев, Станислав Ли, Евгений Качуровский, Чингиз Аюшеев, Мария Макеева, а также артисты стажерской программы. Партию Архиепископа впервые в МАМТ представит Ливей Хоу.
Сценография оперы отличается монументальной лестницей, занимающей большую часть сцены, и динамичными управляемыми панелями, трансформирующими пространство. Особое внимание уделено костюмам, воссоздающим атмосферу XV века. Художник стремился к исторической точности, черпая вдохновение в средневековых миниатюрах и хрониках для передачи аутентичных деталей кроя, цветовой палитры и фактур.
Масштабные хоровые сцены играют ключевую роль в партитуре. Хор под руководством Станислава Лыкова передает широкий спектр эмоций – от скорбных молитв до призывов к борьбе, подчеркивая эпический и трагический характер произведения.
Станислав Лыков, хормейстер МАМТ, отмечает, что «Орлеанская дева» – это, по сути, хоровая опера, где хор (крестьяне, рыцари, придворные, ангелы) является активным участником событий, обеспечивая гармонию музыки и действия.
Следующие показы оперы запланированы на 28 и 29 января 2026 года.
Комментарии
Комментариев пока нет.