Спектакль Андрея Могучего, основанный на произведениях Василия Шукшина, Николая и Елены Рерих, а также стихотворениях Козьмы Пруткова.
Сюжет спектакля вращается вокруг рассказа Василия Шукшина «Материнское сердце». В центре повествования – история простой русской женщины Авдотьи Громовой, которая на стареньком мотоцикле «Урал» отправляется в Москву через всю страну, чтобы спасти своего сына Витьку от тюрьмы. Ей предстоит долгий путь, на котором она встретит множество людей с разными судьбами и историями.
Но сердце матери – оно безгранично, как сама страна. Авдотья поможет каждому встречному, отведет беду. Сможет ли она спасти сына?
Андрей Могучий, режиссер-постановщик:
«Рассказ «Материнское сердце» у Шукшина кажется незавершенным. Витька совершил глупый поступок, попал в милицию и, соответственно, в тюрьму. Мать готова на все, чтобы спасти своего сына. Она отправляется в «краевые» к «добрым людям», надеясь вымолить или выкупить свободу для сына. Так заканчивается рассказ. Но нам показалось, что это только начало длинного пути по дорогам родной страны. Трагедия сына – это повод для путешествия вглубь души русского человека. Вывести историю на эпический уровень, уровень притчи, сказки показалось уместной и интересной задачей. Именно поэтому в спектакле парадоксальным образом появились стихотворения главного русского абсурдиста XIX века Козьмы Пруткова, фрагменты сочинений Николая и Елены Рерих, в частности, из «Этики Сердца». У Шукшина тоже есть эпичность и широта – они присутствуют и во многих рассказах, и, конечно, в романах. Проблема русского характера, мучившая Шукшина, путь русского человека и судьба русской земли – драма, которой Шукшин изболелся. Каждая строчка у Шукшина пропитана болью, жаждой истины и любовью к простому человеку, надеждой на его счастливое будущее (тем, кто давно не читал первоисточник, настоятельно рекомендую)».
Кроме «Материнского сердца» в сюжете спектакля использованы рассказы Шукшина:
- «Осенью»
- «Нечаянный выстрел»
- «Забуксовал»
- «Как мужик переплавлял через реку волка, козу и капусту»
- «Далекие зимние вечера»
- «На кладбище»
- «Залётный»
а также тексты Николая и Елены Рерих и стихотворения Козьмы Пруткова.
В постановке занято несколько поколений артистов БДТ, от народных артистов до студентов мастерской Андрея Могучего: Виктор Княжев, Григорий Чабан, Юлия Дейнега, Руслан Барабанов, Дмитрий Воробьев, Анатолий Петров, Сергей Лосев, Евгений Чудаков, Юрий Ицков (артист театра на Васильевском), Мария Лаврова, Александр Ронис, Ольга Ванькова, Генадий Блинов, Марьяна Карпова, Никита Васильев (студент мастерской А. Могучего) и многие другие артисты БДТ.
Отзывы на спектакль «Материнское сердце»
Надежда Васильева, художник:
«Этот спектакль для меня. Я не увидела там чудиков. Это люди нормальные, хорошие, замечательные. Я только с такими общаюсь в жизни и очень их люблю. Солдатик, который рассказывал про встречу свою на кладбище с Божьей матерью – я аж заплакала, потому что всю жизнь мечтала ее встретить и еще не теряю надежды. Спектакль замечательный. Я счастлива, что Могучий возродил БДТ второй раз. Я в БДТ выросла, когда был Товстоногов. Дальше был провал – и сейчас я такое счастье испытала, посмотрев «Три толстяка» и «Материнское сердце». Когда я увидела мотоцикл «Урал», мне это было как бальзам на сердце. В своей жизни я горжусь, что работала на «Грузе 200» у своего Балабанова. И этот «Урал», и эта мать, и этот спектакль – он до такой степени мой оказался, я не ожидала. И это не чудики, это люди, среди которых я хочу жить. Я надеюсь, что они никуда не денутся и будут продолжать жить с нами».
Мария Трегубова, сценограф:
«Я под огромным впечатлением. Это какой-то мир, в который ты проваливаешься и начинаешь по его законам существовать, эти законы одновременно постигая, потому что они всё новые и новые. У меня есть одна подруга, которая эмигрировала в Америку много лет назад и потом приехала. Она как-то сказала мне: «Знаешь, почему я скучаю? Там очень много проблем, много тоже боли, но это боль не моя. Этот мороз меня не морозит, эта боль у меня не болит. А здесь – болит». Я вспомнила эти слова сегодня, потому что все прямо болит. Это главное: и смешно – и болит».