27 сентября, суббота, 19:30
Концерт органной музыки: Симфонический орган
Исполняются произведения И.С. Баха, С. Франка, К. Сен-Санса, Э. Жигу, В. Одоевского, В. Каратыгина, А. Глазунова, Л. Вьерна.
Лилия Кузнецова (орган, Санкт-Петербург)
«Органные вечера в Старой Коломне» — это увлекательное путешествие в мир органной музыки с лучшими органистами Санкт-Петербурга и России! Приглашаем петербуржцев и гостей города на концерт Лилии Кузнецовой «Симфонический орган», который пройдет в Римско-католическом храме св. Станислава 27 сентября в 19:30.
В программе концерта Лилии Кузнецовой прозвучат произведения И.С. Баха, французских композиторов-романтиков, а также редко исполняемые сочинения русских композиторов XIX-XX веков. Прелюдия и фуга ре мажор Баха, Фантазия К. Сен-Санса, Токката Э. Жигу и Финал из Симфонии № 1 Л. Вьерна носят яркий, виртуозный характер. Контрастно этим пьесам прозвучат глубокие, проникновенные Прелюдия, фуга и вариация С. Франка и произведения В. Одоевского, В. Каратыгина и А. Глазунова.
Лилия Кузнецова получила образование в Санкт-Петербургском музыкальном училище имени Н.А. Римского-Корсакова и РАМ имени Гнесиных в Москве. Она обладает обширным репертуаром, который включает в себя музыку XVII-XX веков, отдавая предпочтение сочинениям И.С. Баха и композиторов-романтиков. Органистка успешно сочетает исполнительскую деятельность с преподаванием органа в родном училище. Среди ее студентов — лауреаты всероссийских и международных органных конкурсов.
Римско-католический храм св. Станислава расположен в историческом центре Санкт-Петербурга, по соседству с консерваторией и Мариинским театром. Традиция органных концертов в храме имеет многовековую историю. Первый орган появился здесь вскоре после открытия в 1825 году. Уютный храм имеет прекрасную акустику, которая позволяет исполнять на современном инструменте органную музыку всех стран и эпох.
Подробное описание:
Прелюдия и фуга ре мажор написана молодым И.С. Бахом в 1709 году, предположительно в Веймаре. Это яркий, виртуозный цикл, в котором исполнитель может проявить свои технические навыки и продемонстрировать возможности инструмента-оркестра.
С. Франк — выдающийся французский органист и композитор бельгийского происхождения. Его органные композиции, написанные в позднеромантическом стиле, стали предшественниками масштабных сочинений Ш.-М. Видора, Л. Вьерна, М. Дюпре. Знаменитая Прелюдия, фуга и вариация относится к циклу «Шесть пьес» для органа. Произведение посвящено известному французскому композитору К. Сен-Сансу.
Сен-Санс был не только ярким композитором, но и блестящим исполнителем — пианистом, органистом, дирижёром. Не так много сочинивший для органа, Сен-Санс отдавал предпочтение импровизациям, слушателями которых были К. Шуман, А. Рубинштейн, П. Сарасате и Ф. Лист. Фантазия ми-бемоль мажор Сен-Санса впервые прозвучала на инаугурации органа в соборе Сен-Мерри в 1857 году и стала первым опубликованным органным произведением композитора.
Князь В.Ф. Одоевский, известный более как писатель и мыслитель, является также одним из основоположников русского музыкознания и музыкальной критики. Он чрезвычайно высоко ценил творчество И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена и Г. Берлиоза. Из отечественных композиторов Одоевский выделял М.И. Глинку. Одним из первых он распознал талант Н.А. Римского-Корсакова и П.И. Чайковского. Одоевский активно интересовался вопросами органологии и музыкальной акустики. В конце 1840-х годов по его заказу петербургский органный мастер Г. Мельцель изготовил кабинетный орган «Себастьянон», на котором играл и импровизировал сам Одоевский, и также его гости (в том числе Глинка). Именно Одоевский является одним из первых русских композиторов, обратившихся к органу. Он написал целый ряд пьес, которые недавно были расшифрованы и опубликованы петербургским исследователем музыки Ю.Н. Семёновым. Прозвучит Анданте памяти Й. Гайдна Одоевского.
В. Каратыгин — русский музыкальный критик и композитор. Он окончил естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета, работал химиком и одновременно брал уроки теории музыки и композиции. С 1915 года Каратыгин преподавал историю и теорию музыки на Музыкальных курсах Рапгофа, с 1916 года — в Петроградской консерватории, профессором которой стал в 1919 году. Ему принадлежат очерки творчества А. Скрябина, Ф. Шуберта, М. Мусоргского, Ф. Шаляпина и многие другие труды. Композитор написал ряд фортепианных пьес, музыку к спектаклям. Прелюдия и фуга a la russe — его единственное сочинение для органа.
Э. Жигу — композитор и органист рубежа XIX-XX веков. Он учился в Парижской школе Нидермейера, где его преподавателем был К. Сен-Санс. Жигу писал только органную музыку как религиозного, так и светского характера. Его наследие велико: лишь для церковной службы Жигу создал более 600 произведений. Будет исполнено самое знаменитое сочинение Жигу — Токката из цикла «10 пьес» для органа.
А.К. Глазунов — известный русский музыкальный деятель, композитор, дирижёр и директор Санкт-Петербургской консерватории в 1905-1928 годах. Его творчество занимает заметное место в истории русской музыки. Произведения Глазунова отмечены яркой оркестровкой, большим гармоническим и контрапунктическим мастерством, тонким лиризмом. Его можно назвать одним из продолжателей баховской традиции в русской музыке. Прелюдия и фуга ре минор, ор.98 — это сумрачная петербургская фантазия, в которой композитор по-новому раскрывает полифонические принципы эпохи барокко.
Л. Вьерн 37 лет проработал на посту органиста собора Нотр-Дам в Париже. На создание сочинений его вдохновлял новый тип инструмента, созданный органостроителем А. Кавайе-Коллем, который значительно расширил диспозицию органа. Он ввёл в неё тембры, имитирующие инструменты симфонического оркестра и явления природы. Перу Вьерна принадлежат шесть Симфоний для органа, в которых проявляется его стиль: стремление к монотематизму, острые хроматические гармонии и обилие диссонансов, владение техникой контрапункта и колористической палитрой. Симфония № 1 была написана в 1899 году и посвящена Гильману. Прозвучит Финал из Симфонии.
Программа концерта:
- Иоганн Себастьян Бах (1865-1750)
- Прелюдия и фуга ре мажор, BWV 532
- Сезар Франк (1822-1890)
- Прелюдия, фуга и вариация си минор, ор.18
- Камиль Сен-Санс (1835-1921)
- Фантазия ми-бемоль мажор
- Владимир Одоевский (1804-1869)
- Andante памяти Йозефа Гайдна
- Вячеслав Каратыгин (1875-1925)
- Прелюдия и фуга a la russe
- Эжен Жигу (1844-1925)
- Токката из «10 пьес для органа»
- Александр Глазунов (1865-1936)
- Прелюдия и фуга ре минор, ор.98
- Луи Вьерн (1870-1937)
- Финал из Симфонии для органа № 1 ре минор, ор.14
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.