Концерт органной музыки 20 ДЕК 2025 СПБ
Орган на протяжении веков является неотъемлемой частью богослужений в лютеранской и католической традициях. Для церковных органистов-композиторов это означает, что сфера их творчества зачастую охватывает произведения духовной тематики. Сегодняшняя концертная программа посвящена именно таким сочинениям.
Жанр обработки хорала имеет глубокие корни, уходящие в XVI–XVII века. В те времена орган в основном выполнял аккомпанирующую функцию: органист должен был обеспечивать гармоническое сопровождение хорала, поддерживая пение общины и хора во время службы. Предположительно, именно тогда зародилась манера прелюдирования на хорал. Одной из ранних и ярких обработок является «Te Deum» Марка-Антуана Шарпантье. Этот благодарственный гимн, что означает «Хвала тебе, Боже», отличается торжественным и ликующим характером.
«18 Лейпцигских хоралов» Иоганна Себастьяна Баха считаются кульминацией развития этого жанра в эпоху барокко. Бах не только применяет сложные полифонические формы, такие как трио и фуги на хорал, но и подходит к написанию этих произведений с высочайшим художественным мастерством. В «Komm Gott, Schöpfer, heiliger Geist» особое внимание привлекает партия баса, звучащая на слабые доли и создающая смещение акцентов в тактах. «O Lamm Gottes unschuldig» же выполнена в форме хоральной партиты, состоящей из трех вариаций на хоровую мелодию.
Немецкие композиторы-романтики продолжили традицию обработки хоралов. Феликс Мендельсон-Бартольди в своей шестой сонате взял за основу напев «Vater unser im Himmelreich» («Отче наш небесный»). Первая часть сонаты представляет собой вариации на хоральную мелодию (хоральную партиту), а вторая — фугу на ту же тему. Цикл завершается «песней без слов», которая символически выполняет роль слова «Аминь» в конце молитвы.
Хоральные обработки Иоганнеса Брамса — это своего рода дань уважения музыкальным традициям прошлого. Несмотря на их явную религиозную составляющую, каждое произведение представляет собой яркую миниатюру эпохи романтизма, передающую определенное эмоциональное состояние. На концерте будет исполнена «Es ist ein’ Ros’ entsprungen» — колыбельная песнь, повествующая о рождении Христа.
Исполнитель: Анастасия Сидельникова (орган, г. Москва)
В программе:
- Марк-Антуан Шарпантье (1643–1704): Te Deum in D, H.146
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750):
- Хоральные прелюдии из сборника «18 Лейпцигских хоралов»: Nun komm, der Heiden Heiland, BWV 659; Komm, Gott, Schöpfer, heiliger Geist, BWV 667; O Lamm Gottes unschuldig, BWV 656
- Хоральная прелюдия Vater unser im Himmelreich, BWV 636 из сборника Orgelbüchlein («Органная книжечка»)
- Прелюдия и фуга до мажор, BWV 547
- Теодор Дюбуа (1837–1924): In Paradisum из цикла 12 Pièces nouvelles pour orgue
- Жак-Николя Лемменс (1823–1881): Prière («Молитва»)
- Иоганн Кристиан Киттель (1732–1809): Фантазия ре мажор
- Иоганнес Брамс (1833–1897): Хоральная прелюдия Es ist ein Ros' entsprungen из цикла 11 Choral-Vorspiele, op. 122
- Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847): Соната № 6 ре минор, op. 65, MWV W 61 (Chorale: Andante sostenuto. Allegro molto; Fuga: Sostenuto e legato; Finale: Andante)
осталось ждать
Где: Евангелическо-лютеранская церковь Святой Екатерины
Комментарии
Комментариев пока нет. Будьте первым!