Билеты: Оптимистическая трагедия. Прощальный бал, 28 янв 2026
«Оптимистическая трагедия. Прощальный бал» — это революционный концерт по мотивам знаменитой пьесы Всеволода Вишневского.
Спектакль является лауреатом Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «Спектакль большой формы» по итогам сезона 2017-2018 гг. Это масштабное произведение, которое исследует и деконструирует советский миф, признавая необходимость освобождения от его деструктивных последствий.
В постановке звучат фрагменты текстов таких авторов, как А. Блок, С. Виткевич, А. Вознесенский, Ф. Достоевский, А. Макаревич, В. Маяковский, П. Юшков. Музыкальное сопровождение представлено композициями:
- А. Вертинского
- Децла
- А. Лушина
- М. Магомаева
- Б. Окуджавы
- В. Соловьева-Седого
- С. Уандера
- группы «Ленинград»
- 5’nizza
- Led Zeppelin
- Pink Floyd
- Queen и других.
Современное обращение к пьесе Вишневского для Александринского театра имеет особое значение. Именно на этой сцене Георгий Товстоногов создал свою культовую постановку. Первая знаменитая версия «Оптимистической трагедии» появилась одновременно с пьесой в 1933 году в Москве, в постановке Александра Таирова.
После премьеры пьеса о событиях 1918 года была снята со сцены. Возвращение «Оптимистической трагедии» стало знаковым событием. Режиссер Товстоногов и артист Юрий Толубеев (за роль Вожака) были удостоены Ленинской премии. Особое, щемящее чувство вызывала сцена Прощального матросского бала.
Спектакль 1955 года на сцене Александринского театра, поставленный Георгием Товстоноговым, был академичным, патетическим и имперским. Пьеса Вишневского тогда обрела статус монумента советской эпохи, став аллегорией борьбы добра со злом.
Однако в 1933 году бывший моряк Всеволод Вишневский написал неоднозначный и мятежный текст для Александра Таирова. Они искали новый аналог античного хора, экспериментировали с обращениями к зрителям и рискованными интермедиями. Главное — они коснулись трагического, вступив в область неразрешимых противоречий.
Сегодня вопросы, затронутые в пьесе, звучат невероятно актуально. Новый пафос спектакля заключается не в найденных ответах, а в осознании невозможности их отыскать. Театр чувствует настоятельную потребность говорить об этом.
Новый вариант пьесы, созданный в формате лабораторного соавторства, объединяет текст Вишневского с документами века: от публицистики Блока и Розанова до панковских и дворовых песен. Участники и создатели спектакля провоцируют друг друга на искренние, личностные высказывания. Миф опрокидывается, обнажая неретушированные, оголенные противоречия.
Режиссер: Виктор Рыжаков
Сценография и костюмы: Мария Трегубова, Алексей Трегубов
Художник-видеограф: Владимир Гусев
Действующие лица и исполнители:
- Свидетели истории: Аркадий Волгин, Эра Зиганшина
- Комиссар: Анна Блинова
- Алексей: Тихон Жизневский/Иван Жуков
- Вожак: Валентин Захаров
- Вайнонен: Виктор Шуралёв
- Сиплый: Иван Ефимов
- Боцман: Сергей Мардарь
- Командир или Беринг: Александр Лушин
А также матросы, артисты картонного театра марионеток и трагического иллюзиона.
Премьера состоялась 19 сентября 2017 года. Продолжительность спектакля — 2 часа 20 минут.
осталось ждать
Где: Александринский театр & Александринский & Александринка
Комментарии
Комментариев пока нет. Будьте первым!