Билеты на «Золото Рейна» в Мариинском-2 25 Дек 2025
«Золото Рейна» — это первая опера из монументальной эпопеи Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга». Сам композитор считал свое magnum opus не тетралогией, а триптихом с прологом, и называл открывающую часть «предвечерием».
Эта опера занимает особое место среди других частей «Кольца». Она значительно компактнее последующих «Валькирии», «Зигфрида» и «Гибели богов». Действие, происходящее в прологе, укладывается в один день, а сама опера длится всего два с половиной часа музыки – по меркам Вагнера, это очень немного. Несмотря на свою продолжительность, именно здесь закладываются основы будущей вселенской трагедии и возникают глубочайшие, фатальные противоречия.
На сцене появляются персонажи, напоминающие героев детских сказок – русалки, гномы, великаны, боги. Но через их истории, используя художественные метафоры, Вагнер начинает продолжительный, рассчитанный на четыре вечера, диалог о нравственных и социальных проблемах человечества. Ключевая тема его размышлений – феномен власти. Композитор задается вопросами: почему жажда власти неутолима? Почему она требует в жертву любовь? Почему отнимает свободу не только у подчиненных, но и у самих властвующих? Почему власть опирается на пороки, ложь и трусость, как поют в финале «Золота Рейна» ограбленные русалки?
Вагнер, начинавший работу над тетралогией как молодой революционер, верящий в социальный прогресс, завершил ее как философ-пессимист, предсказывающий закат европейской цивилизации.
Несмотря на сложность затрагиваемых тем, в «Золоте Рейна» Вагнер-мыслитель и Вагнер-композитор действуют в идеальном равновесии. Опера насыщена великолепными музыкальными картинами: могучий Рейн, первозданное золото, содрогающаяся земля под ногами великанов, всполохи пламени, гроза и радуга.
Музыкальная ткань оперы соткана из лейтмотивов, но Вагнер не использует их как жесткие опознавательные знаки, а постоянно обновляет и развивает. «Золото Рейна» доступно для понимания даже начинающим слушателям, а ценители творчества Вагнера знают, что каждая постановка из цикла «Кольцо нибелунга» – это крупное и долгожданное событие в мире музыки.
Сценическая история «Кольца нибелунга» началась в 1876 году в Байройте, где был построен специальный театр для воплощения идей Вагнера. Однако даже там постановкам не хватало масштаба: зрители видели деревянную радугу вместо величественного моста, а певцы сталкивались с профессиональными стереотипами.
Вагнер, будучи художником-визионером, создавал «произведение искусства будущего» для воображаемой сцены, обладающей несравненно большими возможностями, чем театр XIX века. В начале XXI века в Мариинском театре эта монументальная тетралогия была поставлена с размахом, достойным замыслов ее автора.
Композитор отрицал «оперность» своих творений, настаивая на их «синтетической» природе. В мариинской постановке, как и на премьере в Байройте, центральное место занимает дирижер. Соавтором концепции Валерия Гергиева выступил художник Георгий Цыпин, а костюмы создала Татьяна Ногинова.
Авторы спектакля нашли решение, которое позволило сохранить художественную силу постановки. Вагнеровская сага выведена за пределы конкретного времени и пространства, в область символов и кодов. В мариинском «Кольце» нет ни архаичных костюмов, ни современных атрибутов. Тетралогия предстает как универсальный миф, включающий элементы различных культур, от египетских до осетинских.
Визуальным образом всех четырех спектаклей стали исполины, созданные Георгием Цыпиным – «полубоги, мифические великаны, молчаливые свидетели всего происходящего», живущие в ином временном пространстве, где поворот головы занимает тысячу лет.
Вагнер изначально планировал представить «Кольцо нибелунга» единым представлением, после чего разобрать декорации и сжечь партитуру. Хотя до такого радикализма не дошло, «Кольцо» всегда оставалось сочинением с особым статусом. Его постановка в Мариинском театре сродни вагнеровскому фестивалю, погружающему зрителей в события космического масштаба.
В завершение сезона 2023-2024 публику ожидает обновленная сценическая версия легендарного мариинского «Кольца». Модернизирован свет и созданы масштабные видеоинсталляции, обеспечивающие впечатляющие оптические эффекты. Как и хотел Вагнер, его творение остается актуальным искусством, идущим в ногу со временем.
осталось ждать
Где: Мариинский-2 (Новая сцена)
Комментарии
Комментариев пока нет. Будьте первым!