Роман Фёдора Сологуба «Мелкий бес», увидевший свет в начале XX века, поразил современников беспрецедентным для своего времени тиражом — десять тысяч экземпляров. История постепенного умопомешательства гимназического учителя словесности Ардальона Борисовича Передонова стала одновременно и точным диагнозом эпохи, и её ярким символом.
«Мелкий бес» завершает собой эпоху русской классической прозы. Его главный герой, Передонов, предстаёт как зловещий, местами гротескный и карикатурный образ, в котором сплелись черты множества персонажей великой русской литературы — от Акакия Акакиевича и Печорина до Свидригайлова и «человека в футляре» Беликова. Популярность романа оказалась настолько велика, что в русском языке появилось устойчивое выражение «передоновщина».
Спустя почти столетие, в 1999 году, на исходе тысячелетия, театральный критик и драматург Валерий Семеновский написал пьесу «Тварь». В ней Передонов, то и дело «припадающий» к наследию русской классики и цитирующий Державина, Пушкина, Достоевского для оправдания своих низменных поступков, становится символом нашего зачастую манипулятивного отношения к литературным шедеврам. Классика в руках таких персонажей становится прикрытием для неблаговидных деяний и намерений.
Валерий Семеновский в предисловии к своей пьесе отмечает:
«Безумие охватывает всех. Потому что «передоновское» правило — в своих грехах винить других, ни в чём не раскаиваться, ни за что не нести ответственность — здесь норма общей жизни, её органика. Здесь ничего не стоит и Пушкина воспеть, и в вечность плюнуть. На одном дыхании»
Режиссёр Никита Кобелев видит в этой постановке столкновение:
«...очень важного для российской ментальности литературного классического канона и того, как он работает сегодня, с тем цинизмом и аморальностью персонажей пьесы, которые этим самым каноном оправдывают свои действия. Меня интересует, насколько классика нас действительно защищает и спасает сегодня, или она стала лишь орудием для разного рода манипуляций»
«Тварь» — первая работа Никиты Кобелева в Александринском театре. Его режиссёрская биография включает:
- Окончание режиссёрского факультета ГИТИСа (мастерская О.Л. Кудряшова) в 2011 году.
- Работа штатным режиссёром-постановщиком в Театре им. Вл. Маяковского (2012-2019).
- Преподавание в Мастерской Миндаугаса Карбаускиса на актёрском факультете РАТИ-ГИТИС (2017-2021).
- Постановки спектаклей по классической и современной русской литературе («Обыкновенная история» И. Гончарова, «Кампанила Св. Марка» М. Шишкина), а также по произведениям Брехта, Горенштейна, Петрушевской и Богославского.
- Более десяти постановок в Театре им. Вл. Маяковского.
- Работы в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Латвии и Эстонии.
Постановочная команда премьеры:
- Художник-сценограф: Михаил Краменко
- Художник по костюмам: Марина Бусыгина
- Видеохудожник: Илья Старилов
- Художник по свету: Андрей Абрамов
- Хореограф: Катерина Незванова
- Выпускающий продюсер: Юлия Митителу
Творческая группа спектакля:
- Режиссёр: Виктор Рыжаков
- Художник: Михаил Краменко
- Художник по костюмам: Марина Бусыгина
- Видеохудожник: Илья Старилов
- Художник по свету: Андрей Абрамов
- Хореограф: Катерина Незванова
- Выпускающий продюсер: Юлия Митителу
- Ассистент режиссёра: Андрей Матюков
- Помощники режиссёра: София Матвеева
- Звукорежиссёры: Леонид Грищенко, Эльдар Зайнуллин
Действующие лица и исполнители:
- Ардальон Передонов, учитель словесности: Иван Ефремов
- Варвара, его сожительница: Янина Лакоба
- Павлушка, учитель физкультуры: Николай Белин
- Николай Рутилов, учитель музыки: Степан Балакшин
- Юлия, жена Рутилова: Анна Селедец
- Антоша, их сын: Виталий Сазонов
- Людмила, сестра Рутилова: Анастасия Пантелеева
- Валерия, сестра Рутилова: Любовь Штарк / Анастасия Гребенчук
- Дарья, сестра Рутилова: Анна Степанова
- Коковкина, добродетельная женщина: Мария Кузнецова
- Саша Пыльников, сирота: Владимир Маликов
- Директор гимназии: Андрей Матюков
- Его Превосходительство: Пётр Семак / Сергей Мардарь
- Доктор: Сергей
Комментарии
Комментариев пока нет.