Билеты на Турандот 1 ФЕВ 2026 | Санкт-Петербург
«Турандот» — это последняя опера Джакомо Пуччини, которую он оставил незавершенной. Смерть композитора в 1924 году ознаменовала собой завершение эпохи веризма и финал великой итальянской оперы. В то время в авангардном искусстве уже происходил распад тональной системы, а композиторы отходили от традиционной вокализации с её широкой кантиленой и выразительными высокими нотами. Красота мелодии начала уступать место красоте структуры и сложности формальных правил.
В 1920 году Пуччини увидел постановку Карло Гоцци по мотивам его сказки, которая вдохновила его на создание оперы. Композитор сам принимал участие в адаптации пьесы для либретто, но финал, где ледяное сердце Турандот должно было пробудиться к любви, так и не был им закончен. По сохранившимся черновикам, музыку к финалу дописал Франко Альфано, придав ему счастливый конец. Хотя это и соответствовало первоначальному замыслу Пуччини, в итоге финал вступил в противоречие с происходившим в опере на протяжении двух с половиной актов. Это противоречие возникло из-за попытки объединить сказку и веристскую драму, что является почти противоположными жанрами, каждый со своей уникальной логикой.
Можно ли оправдать Турандот, которая мстит всему мужскому роду из-за психологической травмы? Как Калаф может любить Турандот после того, как она приказала пытать невиновную и преданную Лиу, о которой герои впоследствии совершенно забывают? На эти вопросы позже пытался ответить Лучано Берио, написав свой трагический финал, однако версия Альфано остается более распространенной.
Музыка в стиле веризма требует мощных голосов, способных передать высшую степень накала чувств и пронзить своим звучанием массивный оркестровый пласт. В «Турандот» это особенно важно для двух партий: лирико-драматического или драматического тенора и драматического сопрано. Когда эти два голоса сходятся в вокальном поединке, как это происходит в сцене загадок, мы слышим апогей веристской оперы.
Французский режиссер Шарль Рубо, имея образование художника-графика и обширный опыт работы в сфере рекламы, привнес в постановку свой узнаваемый стиль. Реклама, как жанр, требует предельно лаконичного, яркого и не перегруженного деталями высказывания. Эти черты прослеживаются в спектакле: он выстроен логично, обладает простой, но выразительной образной системой. Герои в восточных костюмах действуют на фоне цветовых схем, тесно связанных с настроением музыки. Мрачному началу соответствует черная гамма, император Альтоум появляется в обрамлении золота, а яркий, праздничный финал окрашен в алый цвет.
Действие первое
У стен Императорского дворца в Пекине Мандарин зачитывает указ: любой, кто желает добиться руки принцессы Турандот, должен разгадать три загадки; не справившийся будет казнен. Сегодня ожидается казнь юного Персидского принца. Толпа в волнении устремляется к дворцу, но стража преграждает ей путь. На землю падает старик, девушка в отчаянии зовет на помощь. Из толпы выбегает юноша — в старике он узнает своего отца. Их встреча безрадостна: враги лишили старого Тимура трона и изгнали его из родной страны. Его сын, Калаф, вынужден скитаться на чужбине, скрывая свое имя. Тимура везде сопровождает верная Лиу — рабыня, безответно влюбленная в Калафа. На площади начинаются приготовления к казни. Наступает ночь. С восходом луны народ ожидает появления Турандот. Приближается торжественное шествие. Навстречу ему движется другое, погребальное — ведут Персидского принца на казнь. Народ сочувствует ему и умоляет Турандот о пощаде. Калаф же бросает гневные проклятия жестокосердной принцессе. Но вот появляется Турандот, и Калаф ослеплен ее красотой. Напрасно отец отговаривает его, Калаф твердо решил добиться любви принцессы.
Внезапно путь Калафу преграждают министры Пинг, Понг и Панг. Они предостерегают принца, насмехаются над ним, вызывая тени тех, кто погиб из-за любви к Турандот. Лиу умоляет Калафа уйти, говоря, что они с отцом не переживут его смерти. Калаф тронут ее мольбами, но не может отказаться от своей любви. По его знаку служитель трижды ударяет в гигантский гонг, объявляя о решении Калафа принять участие в состязании.
Действие второе
Картина первая. Пинг, Понг и Панг размышляют о судьбе неизвестного принца, решившего разгадать загадки Турандот. Принесет ли утро свадьбу или казнь? Они мечтают вернуться к мирной, безмятежной жизни на природе, вдали от дворцовой суеты. Но все новые безумцы-влюбленные хотят испытать счастье, и палач продолжает рубить головы в честь принцессы. Когда же явится тот, кто победит Турандот, внушит ей любовь и избавит страну от непрекращающихся казней?
Картина вторая. На площади перед дворцом собирается народ, среди которого — Тимур и Лиу. Появляется император Альтоум и убеждает принца отказаться от состязания. Мандарин вновь повторяет страшные условия испытания. Во главе торжественного шествия появляется Турандот. Она полна ненависти ко всему мужскому роду: много тысяч лет назад, в этом же дворце, иноземный завоеватель напал на китайскую принцессу, и ее крик, отразившись сквозь века, отозвался в сердце Турандот. За это унижение она мстит всем чужестранцам. Никто не станет ее мужем: загадок будет три, смерть — одна. Но Калаф гордо отвечает: загадок три — жизнь одна! Турандот задает первую загадку: что рождается ночью как яркое видение, манит человека, а утром умирает, чтобы ночью возродиться? Это — надежда, которая влечет к Турандот, — таков ответ принца. Мудрецы подтверждают: решение первой загадки — надежда, как написано в их свитках. Вторая загадка: что подобно пламени, но не является пламенем? Если человек гибнет, оно застывает, а если побеждает — пылает, как солнце. Калаф в замешательстве молчит. Император, Лиу и весь народ ободряют его, и он находит разгадку: это — кровь, пылающая в его жилах от любви к Турандот. Гнев и страх овладевают принцессой, и она спешит задать третью загадку: что подобно льду, но замерзает от огня? Хочешь быть свободным — оно держит тебя в рабстве, а станешь его рабом — оно сделает тебя царем. Турандот торжествующе издевается над принцем: что это за лед, в котором он сгорит? Но Калаф разгадывает и третью загадку: это — Турандот, и лед ее сердца сгорит в пламени его любви. Народ славит победителя.
Турандот в ужасе умоляет не отдавать ее в жены чужеземцу, но император непреклонен — его слово священно. Калаф же не хочет получить руку Турандот против ее воли, ему нужна ее любовь. Калаф предлагает Турандот разгадать к восходу солнца лишь одну загадку: во всем Пекине никто не знает его имени; пусть принцесса назовет его, и тогда он готов умереть.
Действие третье
Картина третья. В саду Императорского дворца слышна отдаленная перекличка глашатаев: под страхом смерти никто не должен спать этой ночью в Пекине — таков приказ Турандот; до восхода солнца должно быть открыто имя неизвестного принца. Калаф же мечтает о любви Турандот: лишь в его объятиях она узнает эту тайну, а восходящее солнце ознаменует его победу.
Пинг, Понг и Панг искушают Калафа речами о любви, богатстве и, наконец, сострадании — тысячи людей погибнут в муках, если к утру Турандот не узнает его имени. Но Калаф противостоит всем искушениям: пусть погибнет весь мир — он не откажется от Турандот. Лиу уверяет, что лишь она знает имя принца, но никакие пытки не заставят ее раскрыть эту тайну. Турандот поражена мужеством рабыни: что дает ей такую силу? Это — сила любви, ради которой Лиу готова пожертвовать жизнью; скоро ее узнает и Турандот, но Лиу уже не увидит этого — выхватив у Турандот кинжал, она закалывает себя. Тимур и народ горько оплакивают смерть Лиу.
Пылкие речи и поцелуи Калафа пробуждают любовь в холодном сердце Турандот. Мужество и страсть чужеземца победили ее гордость, теперь она принадлежит ему. И тогда принц открывает Турандот свое имя. Ночь кончилась. Светает.
Картина четвертая. Перед собравшимся народом Турандот в присутствии императора разгадывает загадку Калафа: его имя — любовь. Все поют гимн любви, солнцу, жизни.
Спектакль идет с одним антрактом.
осталось ждать
Где: Мариинский-2
Комментарии
Комментариев пока нет. Будьте первым!