Постижение музыки Оливье Мессиана, одного из крупнейших французских композиторов XX века, требует погружения в его уникальный мир. Это мир, где гармонично сосуществуют сложнейший музыкальный язык и глубокая мировоззренческая система, рожденные на пересечении эстетических, исторических, научных, религиозных и личных предпосылок.
Мессиан видел в органе прежде всего инструмент сакральной музыки, способный говорить о Боге даже в эпоху, когда традиционные представления о мироздании были разрушены.
XX век ознаменовался новым этапом в развитии французской органной музыки. Этот период стал своеобразной реакцией на потерю органом его исконной роли в храме (начиная с VII века) и возродил интерес к религиозной и философской тематике как поиску новых опор для человечества в условиях глобальных потрясений.
Одновременно с этим происходил беспрецедентный выход за рамки привычного звучания органа и музыкальных возможностей в целом. Композиторы и органисты этого времени экспериментировали с позднеромантическими инструментами, оснащенными расширенными возможностями (гипердиспозиция) и электрической трактурой, что позволяло создавать образы неземного и космического. В этот период также активно обсуждался переход от тональной к атональной музыке, отказ от функциональной гармонии и радикальное переосмысление музыкальной ткани. Именно на этой плодородной почве зарождалась новая церковная музыка, сочетающая новаторские стилистические решения с вечными духовными архетипами.
Исполнитель:
Ольга Котлярова (орган)
В программе:
- Оливье Мессиан (1908–1992) — Цикл из девяти медитаций La Nativité du Seigneur («Рождество Господне»):
- La vierge et l'enfant («Дева и ребенок»)
- Les bergers («Пастухи»)
- Desseins éternels («Предвечный замысел»)
- Le verbe («Слово»)
- Les enfants de Dieu («Дети Божии»)
- Les anges («Ангелы»)
- Jésus accepte la souffrance («Иисус принимает страдания»)
- Les mages («Волхвы»)
- Dieu parmi nous («Бог среди нас»)
осталось ждать
Где: Лютеранская церковь Святой Екатерины
';
Комментарии
Комментариев пока нет.