Художники эпохи барокко ставили перед собой амбициозную цель: глубоко воздействовать на чувства и разум зрителя или слушателя, вызывая яркие впечатления и донося важные идеи. Для музыкантов ключевым инструментом в достижении этой цели служило искусство музыкальной риторики, тесно связанное с системой аффектов. Музыка рассматривалась как универсальный язык, чья структура подчинялась грамматическим правилам, подобно человеческой речи. Творчество Иоганна Себастьяна Баха является выдающимся воплощением этих принципов.
В обширном органном наследии композитора особое место занимают жанры прелюдии и фуги, а также хоральные обработки. Прелюдия и фуга до мажор отличается своей жизнерадостностью, компактностью и лаконичностью. В то же время, Токката, adagio и фуга до мажор может быть названа настоящим «звуковым собором».
Бах мастерски расширяет традиционный двухчастный цикл «вступление и фуга» до трехчастной структуры, напоминая форму итальянского концерта: стремительные токката и фуга контрастируют с медленной, задумчивой серединой. Педальные соло в токкате звучат как проникновенные монологи, обращенные к слушателю.
Хоральные обработки из «Органной книжечки» Баха отличаются особой камерностью. Несмотря на свою миниатюрность, эти произведения поражают глубиной содержания и музыкально-поэтической выразительностью.
«18 Лейпцигских хоралов» выделяются своим масштабом и богатым полифоническим развитием. Обработку хорала Schmücke dich, o liebe Seele Бах трактует подобно инструментальной арии с аккомпанементом. Мелодия хорала обогащается множеством распевов и украшений, которые деликатно стирают ее первоначальный контур. Эта музыка исполнена спокойствия и умиротворения, повествуя о вечной красоте человеческой жизни.
Исполнитель: Юлия Глазкова (орган).
В программе: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
- Фантазия соль мажор (Pièce d’Orgue), BWV 572
- Две хоральные прелюдии из сборника Orgelbüchlein («Органная книжечка»):
- Das alte Jahr vergangen ist, BWV 614
- Puer natus in Bethlehem, BWV 603
- Пастораль фа мажор, BWV 590: Alla Siciliana, Allemande, Aria, Alla Gigue
- Прелюдия и фуга до мажор, BWV 531
- Хоральная прелюдия Schmücke dich o liebe Seele, BWV 654 из сборника «18 Лейпцигских хоралов»
- Токката, adagio и фуга до мажор, BWV 564.
осталось ждать
Где: Лютеранская церковь Святой Екатерины
';
Комментарии
Комментариев пока нет.