Жанр органной обработки хорала зародился в XVI-XVII веках. В то время орган в основном выполнял аккомпанирующую функцию, поддерживая пение общины и хора. Считается, что именно тогда появилась манера прелюдирования на хорал. Одним из ранних примеров такой обработки является Te Deum Марка-Антуана Шарпантье – благодарственный гимн «Хвала тебе, Боже!», отличающийся торжественным и ликующим характером.
«18 Лейпцигских хоралов» Иоганна Себастьяна Баха – это вершина развития жанра хоральной обработки в эпоху барокко. Мастер не только использовал сложные полифонические формы, такие как трио и фуги на хорал, но и подошел к созданию этих произведений с глубокой художественной стороны. В Komm Gott, Schöpfer, heiliger Geist внимание привлекает бас, подчеркивающий слабые доли тактов, смещая акценты. O Lamm Gottes unschuldig написана в форме хоральной партиты, представляющей собой три вариации на хоральную мелодию.
Немецкие композиторы-романтики продолжили традиции хоральных обработок. Феликс Мендельсон для своей Шестой сонаты выбрал мелодию Vater unser im Himmelreich («Отец наш небесный»). Первая часть сонаты выполнена в виде вариаций на хоральную тему (хоральная партита), а вторая – в виде фуги. Завершает цикл «песня без слов», играющая роль своеобразного «Аминь» после молитвы.
Хоральные обработки Иоганнеса Брамса – это дань уважения прошлому, каждая из которых является яркой миниатюрой эпохи романтизма, передающей определенное эмоциональное состояние. На концерте прозвучит Es ist ein’ Ros’ entsprungen – колыбельная, повествующая о рождении Христа.
Исполнитель:
Анастасия Сидельникова (орган, г. Москва).
В программе:
- Марк-Антуан Шарпантье (1643–1704) — Te Deum in D, H.146;
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) — Хоральные прелюдии:
- Nun komm, der Heiden Heiland, BWV 659 из сборника «18 Лейпцигских хоралов»;
- Komm, Gott, Schöpfer, heiliger Geist, BWV 667 из сборника «18 Лейпцигских хоралов»;
- O Lamm Gottes unschuldig, BWV 656 из сборника «18 Лейпцигских хоралов»;
- Vater unser im Himmelreich, BWV 636 из сборника Orgelbüchlein («Органная книжечка»);
- Прелюдия и фуга до мажор, BWV 547;
- Теодор Дюбуа (1837–1924) — In Paradisum из цикла 12 Pièces nouvelles pour orgue
- Жак-Николя Лемменс (1823–1881) — Prière («Молитва»);
- Иоганн Кристиан Киттель (1732–1809) — Фантазия ре мажор;
- Иоганнес Брамс (1833–1897) — Хоральная прелюдия Es ist ein Ros’ entsprungen из цикла 11 Choral-Vorspiele, op. 122;
- Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) — Соната № 6 ре минор, op. 65, MWV W 61:
- Chorale: Andante sostenuto. Allegro molto;
- Fuga: Sostenuto e legato;
- Finale: Andante.
Билеты на орган: В ожидании Рождества, СПб, 19 Дек 2025
осталось ждать
00Д
00Ч
00Мин
00Сек
Где: Лютеранская церковь Святой Екатерины
';
Комментарии
Комментариев пока нет.