В немецкой традиции: От Барокко до Романтизма
Музыкальное искусство Европы знает эпохи, столь же яркие и самобытные, как барокко и романтизм. Эти периоды отличались уникальными идеями, неповторимым музыкальным языком и богатой палитрой жанров. Особое место в этой истории занимает немецкое органное искусство, где прослеживается удивительная преемственность традиций. Композиторы-романтики, черпая вдохновение у мастеров прошлого, продолжили развивать наследие великих предшественников.
Иоганн Себастьян Бах — титан эпохи барокко, чье органное творчество включает шедевры, такие как циклы прелюдий и фуг, и обработки хоралов. Его Фантазия и фуга до минор, BWV 537, — это не просто музыка, а глубокое философское размышление. Сочинение поражает своей выразительностью, воздействуя на слушателя и вызывая целую гамму эмоций. Прелюдия начинается с энергичного «взволнованного восклицания», а фуга завораживает напряженным восходящим хроматическим движением. Музыкальная ткань пронизана трепетными, щемящими интонациями, создающими неповторимую атмосферу.
Хоральная партита, представляющая собой вариации на тему хорала, находит своё совершенное воплощение в «O Gott, du frommer Gott», BWV 767. Бах здесь расширяет границы жанра, наполняя его глубоким образным содержанием и риторическими фигурами, а также впервые вводит обязательную партию педали.
Пастораль фа мажор, BWV 590, — единственное рождественское сочинение Баха для органа. Это произведение — поэтическая идиллия, рисующая картину тихого народного праздника. С помощью музыкальных символов композитор лаконично «описывает» волшебство рождественской ночи.
Феликс Мендельсон-Бартольди сыграл ключевую роль в популяризации органных произведений Баха. Его собственные сочинения, такие как орга́нные сонаты op. 65, являются ярким примером органичного слияния барочных и романтических традиций. Эти сонаты можно рассматривать как своеобразные сюиты, где изящно переплетаются жанры разных эпох.
Соната до минор, op. 65/2, отличается компактностью и калейдоскопичностью образов. Медленное вступление (Grave) плавно переходит в проникновенную «песню без слов» (Adagio), а затем блестящий и жизнерадостный полонез (Allegro maestoso e vivace) подготавливает слушателя к кульминации — фуге. Соната ре мажор, op. 65/5, начинается сдержанно-торжественным звучанием хорала, сменяющегося мрачной и задумчивой второй частью. Финал же полон энергии и ликования. Фуга из этой сонаты — несомненная дань уважения Мендельсона великим мастерам прошлого.
Йозеф Габриэль фон Райнбергер также мастерски соединяет традиции барокко и романтизма. В своей восьмой сонате он обращается к пассакалии — старинному жанру вариаций. При этом финал сонаты поражает богатством гармоний, выразительностью мелодических линий и глубиной передаваемых душевных состояний.
Исполнитель:
Светлана Фурник (орган)
В программе:
- Иоганн Себастьян Бах: Фантазия и фуга до минор, BWV 537; Хоральная партита «O Gott, du frommer Gott», BWV 767; Пастораль фа мажор, BWV 590
- Феликс Мендельсон-Бартольди: Соната №2 до минор, op. 65/2; Соната №5 ре мажор, op. 65/5
- Йозеф Габриэль фон Райнбергер: Пассакалия из Сонаты №8 ми минор, op. 132
осталось ждать
Где: Лютеранская церковь Святой Екатерины
';
Комментарии
Комментариев пока нет.