Слово «формат», берущее начало от латинского formo (придаю форму), сегодня широко применяется в различных сферах. Его определения варьируются от размеров печатных изданий до комплекса характеристик чего-либо.
Концерт камерного оркестра «Дивертисмент» под хештегом «#неформат» предлагает свежий взгляд на музыкальное искусство и его программы. Этот подход не случаен: коллектив сознательно отказывается от шаблонных «плей-листов», стремясь к созданию продуманных концепций, побуждающих к глубокому диалогу с музыкой, миром и самим собой.
Джоаккино Россини, которого Пушкин назвал «Европы баловень — Орфей», был виртуозным оперным маэстро, чья карьера вызывала восхищение. Его оперы звучали в лучших театрах, принося композитору баснословные гонорары и обожание публики.
Однако Россини, обладая острым умом, осознавал скоротечность славы. Он понимал неизбежность эволюции оперного искусства и добровольно отошел от дел, оставаясь при этом значимой фигурой в музыкальном мире. Композитор также занимался духовной музыкой, преподавал и направил значительную часть своего состояния на культурное развитие родного Пезаро.
Раннее творчество Россини не ограничивалось операми. Уже в двенадцать лет он создал шесть сонат для струнного квартета, которые сегодня исполняются и в переложении для оркестра. Шестая соната ре мажор, редкая гостья петербургских афиш, прозвучит на концерте. Легкие и игривые мелодии сонат предвосхищают будущие оперные шедевры маэстро.
Стив Райх, яркий представитель минимализма, черпает вдохновение в творчестве Баха и джазе. В молодости он активно экспериментировал с магнитофонными записями, исследуя возможности их соединения.
Его композиция Violin Phase, созданная в конце 1960-х, стала визитной карточкой. Райх открыл, что сдвиг фазы при одновременном воспроизведении одной и той же записи на двух магнитофонах создает интересный эффект. Этот природный феномен, присутствующий в различных науках, нашел свое отражение и в музыке.
Имя бельгийского скрипача, композитора и дирижера Эжена Изаи хорошо известно в узких кругах струнных исполнителей, но широкой публике оно может быть незнакомо.
Его многолетняя концертная деятельность на рубеже XIX–XX веков стала выдающимся явлением. Исполнительское искусство Изаи оказало значительное влияние на современников и последователей, многие из которых посвящали ему свои произведения.
Как композитор, Изаи отдавал предпочтение инструментальной поэме, которая занимает особое место в его наследии. В этих компактных, эмоциональных и драматургически выстроенных сочинениях полно раскрывается его кредо: «Искусство — результат совершенного сочетания мыслей и чувств».
Камерный оркестр «Дивертисмент» представит поэму Изаи «Изгнание», написанную для струнного оркестра, состоящего исключительно из скрипок и альтов, что подчеркивает ее название.
Кульминацией программы станет музыка Иоганна Себастьяна Баха — символ гармонии мира, единства и многообразия.
Бранденбургский концерт № 6 си-бемоль мажор завершает знаменитую серию из шести концертов. Партитуры были подарены Бахом маркграфу Бранденбургскому, но, к сожалению, не получили должного признания и даже не были исполнены при жизни композитора.
Многие сочинения Баха выходили за рамки привычных канонов и, будь он жив сегодня, вполне могли бы получить хештег «#неформат». Именно его нестандартный подход, основанный на глубокой индивидуальности, знаниях и таланте, обеспечил непреходящую универсальность наследию, которое является началом и концом всей музыки.
Программа концерта:
- Россини. Соната для струнных № 6, ре-мажор «Буря»
- Райх. Violin Phase
- Изаи. Поэма «Изгнанник» для струнного ансамбля
- Бах. Бранденбургский концерт № 6
Исполнитель: Камерный оркестр «Дивертисмент»
Художественный руководитель: заслуженный артист России Илья Иофф
Продолжительность: 1 час 20 минут (без антракта)
Место проведения: Концертный зал в здании Екатерининского собрания
Дата: 16 декабря 2025 г.
осталось ждать
Где: Концертный зал в здании Екатерининского собрания
';
Комментарии
Комментариев пока нет.