Билеты на "Гибель богов" Вагнера 28 декабря 2025
Рихард Вагнер описывал свое грандиозное творение, оперную сагу «Кольцо нибелунга», как «омут, полный ужаса и величия». Эти слова как нельзя лучше подходят к заключительной части цикла — опере «Гибель богов». Именно с ее текста Вагнер начал работу над «Кольцом», тогда опера носила название «Смерть Зигфрида». Оба названия предвещают: хэппи-энда не ждите, Нибельхейм возьмет верх над Валгаллой.
В «Гибели богов» царят страсти: ненависть, зависть, обман, ревность, агрессия. Здесь плетутся интриги, происходят предательства и убийства. Вещие норны плетут нить судьбы, а силы тьмы противостоят силам света. Музыка Вагнера, как всегда, неразрывно связана с драмой, именно она является средоточием происходящего. Поэтому даже без сценического воплощения «Гибель богов» способна глубоко потрясти зрителя.
Оркестровка насыщена темными красками: низкие духовые инструменты, медь с сурдинами. Вагнер бывает суров, но не беспощаден: в партитуре есть и светлые, жизнерадостные страницы. Ярким примером служит симфоническая картина «Путешествие Зигфрида по Рейну». На противоположном полюсе — «Траурный марш на смерть Зигфрида», кульминация всего вагнеровского эпоса. Оба эпизода, как и вся партитура, пронизаны лейтмотивами — музыкальными эмблемами, которые композитор присвоил героям, семьям, предметам, явлениям природы, состояниям души и даже философским категориям.
В «Гибели богов» появляется около десятка новых лейтмотивов, остальные же (около сотни) уже знакомы тем, кто следил за предыдущими частями квадриптиха. Из-за обилия повторений некоторые критики называют оперу «попурри», но нельзя не восхититься безграничной фантазией Вагнера, его непревзойденным умением переосмысливать и варьировать свои музыкальные идеи.
В самом финале оперы звучит мелодия, известная как лейтмотив любви-искупления. Ранее Вагнер использовал эту тему лишь однажды, в «Валькирии», когда предрекалось рождение Зигфрида — героя-спасителя — у Зиглинды. В финале «Гибели богов» Зигфрид погибает, Валгалла рушится. «Из развалин обрушившегося дворца мужчины и женщины, глубоко потрясенные, смотрят на разгорающийся небесный пожар». В этот момент гениальный драматург Вагнер произносит свое последнее слово: оркестр тихо исполняет нежную мажорную музыку, полную любви, утешения и надежды. Жизнь продолжается.
Сценическая история «Кольца нибелунга» началась в 1876 году в Байройте, где был построен специальный театр для воплощения амбициозных идей Вагнера. Но даже там постановкам не хватало масштаба: вместо величественного моста на Валгаллу зрители видели деревянную радугу, а певцы с трудом справлялись с рамками профессии. Вагнер, как визионер, создавал «произведение искусства будущего» для сцены, которая должна была обладать гораздо большими возможностями, чем театр XIX века. В начале XXI века Мариинский театр представил монументальную тетралогию с размахом, достойным замыслов ее создателя.
Немецкий композитор настаивал на «синтетической» природе своих произведений, отрицая их «оперность». В мариинской постановке «Кольца», как и на байройтской премьере, центральное место занимает дирижер-постановщик. Соавтором концепции Валерия Гергиева стал художник Георгий Цыпин, а костюмы создала Татьяна Ногинова. Авторы спектакля нашли решение, благодаря которому их «Кольцо» сохраняет свою художественную силу. Вагнеровская сага выведена за рамки конкретного времени и пространства, перенесена в область символов и кодов. Постановка уникальна: в ней нет ни людей в шкурах, ни людей в деловых костюмах. Тетралогия предстает как универсальный миф, включающий элементы различных культур и культов, вплоть до египетских и осетинских.
Основополагающим визуальным образом всех четырех спектаклей стали исполины, придуманные Георгием Цыпиным: «полубоги, мифические великаны — молчаливые свидетели всего происходящего. Они живут в каком-то другом временном пространстве. Чтобы одному из них повернуть голову, нужна тысяча лет».
Когда-то Вагнер намеревался обрушить на зрителей всю очистительную мощь «Кольца нибелунга» за одно исполнение, после чего разобрать декорации и сжечь партитуру. Но «Кольцо» навсегда осталось сочинением с особым статусом. Его постановка в Мариинском театре сродни вагнеровскому фестивалю, вовлекающему зрителей в события космического масштаба.
В завершение сезона 2023-2024 зрители увидят обновленную версию «Кольца». Модернизирован свет, созданы масштабные видеоинсталляции, впечатляющие оптическими эффектами и иллюзиями. Как и хотел Вагнер, его творение продолжает идти в ногу со временем, оставаясь актуальным искусством для современного зрителя.
осталось ждать
Где: Мариинский-2 (Новая сцена)
Комментарии
Комментариев пока нет. Будьте первым!