Билеты на «Гибель богов» – Мариинский-2 СПб 28 ДЕК 2025
«Моя музыка страшна, это омут, полный ужаса и величия!» – так охарактеризовал свой шедевр, оперную сагу «Кольцо нибелунга» Рихард Вагнер. Особенно точны эти слова в отношении финальной части цикла – оперы «Гибель богов». Именно с её либретто, первоначально названного «Смерть Зигфрида», композитор начал работу над тетралогией. Оба названия ясно дают понять: счастливого конца не будет, а Нибельхейм возьмёт верх над Вальгаллой.
В «Гибели богов» действуют ненависть, ревность, обман и кровавая интрига. Вещие норны ткают неотвратимую судьбу, а силы тьмы плетут козни против богов. Музыка Вагнера не просто сопровождает действие, она сосредоточивает в себе всю драматургию, гарантируя потрясающий эффект даже без сценических декораций. Оркестровка тёмных красок с доминированием низких духовых и медных инструментов сменяется яркими и светлыми эпизодами.
Симфонические картины «Путешествие Зигфрида по Рейну» и «Траурный марш на смерть Зигфрида» составляют эмоциональные полюса оперы; они пронизаны характерными лейтмотивами – музыкальными эмблемами, связывающими героев, события и философские идеи. Новых тем в «Гибели богов» лишь десяток, около сотни остальных уже знакомы ценителям предыдущих частей. Некоторые критики называют финал оперой-попурри из-за большого объёма знакомой музыки. Однако ничто не сравнится с талантом Вагнера переосмысливать и развивать собственные мотивы.
В заключении звучит лейтмотив любви-искупления, впервые появившийся в «Валькирии» при провидении рождества Зигфрида. В финале герой погибает, Вальгалла пылает, а из руин старого дворца два человека, потрясённые трагедией, всматриваются в небесный огонь. Оркестр затихает, чтобы прошептать нежную мажорную тему, полную любви, утешения и надежды. Так Вагнер оставляет слушателю обещание нового начала, подтверждая: человечество живёт дальше.
Премьера «Кольца нибелунга» состоялась в августе 1876 года в Байройте, где для неё возведён особый фестивальный театр. Зрители видели деревянную радугу вместо моста в Вальгаллу, а певцы ломали профессиональные стереотипы. Сам Вагнер называл свой проект «искусством будущего» и мечтал о сцене с неограниченными возможностями. Спустя более века в Мариинском-2 тетралогия обрела масштабность и мастерство, о которых композитор лишь мог мечтать.
Несмотря на отрицание «оперности» своих произведений и провозглашение их «синтетической» природой, Вагнера слушают прежде всего. В мариинском «Кольце» за художественный облик отвечают дирижёр-постановщик Валерий Гергиев и художник Георгий Цыпин, а костюмы разработала Татьяна Ногинова. Они вывели сюжет за рамки конкретного времени и пространства, создав универсальный миф с элементами египетских и осетинских культов. Визуальный символ серии – исполины Цыпина, полубоги и мифические гиганты, молчаливые свидетели вечных драм, для движения которых требуется тысяча лет.
осталось ждать
Где: Мариинский-2
Комментарии
Комментариев пока нет. Будьте первым!