Билеты на Бенвенуто Челлини 11 фев 2026, СПб
Опера Гектора Берлиоза «Бенвенуто Челлини», исполняемая на французском языке, сопровождается синхронными титрами на русском языке.
В этом произведении, подобно карнавалу в Италии, комическое переплетается с трагическим, глубокие чувства — с игрой, а ирония — с искренней душевной обнаженностью. Первый оперный опыт великого французского композитора-романтика относится к редкому жанру опера-семисериа, или «полусерьезной» оперы.
Центральная идея оперы глубока и серьезна: она затрагивает темы гения, творчества, положения художника в обществе и истинной цены произведения искусства. В образе знаменитого флорентийского скульптора Бенвенуто Челлини Берлиоз воплотил свое альтер-эго — гения, живущего на грани, но именно так и создающего шедевры. В какой-то момент сюжет принимает драматический оборот: на сцене происходит убийство, а затем и сам герой оказывается на волосок от гибели.
Берлиоз не склонен к морализаторству; здесь серьезность уживается с юмором, лирические персонажи — с буффонными, а живые люди — с масками. Зрителей ждут развернутые арии рефлексирующих героев, захватывающие ансамбли в духе Моцарта и великолепные хоровые сцены. Особо выделяется грандиозный финал первого акта, который Ференц Лист описал как написанный «пылающими нотами».
«Бенвенуто Челлини» — это также настоящий праздник для оркестра. Берлиоз, стремившийся к симбиозу оперы и симфонии, создал ослепительную партитуру, наполненную блестящими тембровыми находками. Изначально объем оперы показался Листу избыточным, что привело к купюрам. Однако новый спектакль Мариинского театра основан на полной парижской версии.
С его многолюдными уличными сценами, сценами в таверне, балаганным театром, римским папой в роли Deus ex Machina и другими эффектными моментами, «Бенвенуто Челлини» предоставляет богатые возможности для любого оперного режиссера. Постановщик Алексей Франдетти увидел параллели между историей создания статуи Персея и съёмками культового фильма Федерико Феллини «8½».
Режиссер перенес действие оперы в 1963 год, на римскую киностудию, где рождался величайший киношедевр XX века. Кризисы творчества, чередование прокрастинации и интенсивной работы, финансовые взлеты и падения, зависимость от заказчика — все это сопутствует художественному процессу во все времена.
Краткое содержание спектакля соответствует режиссёрской версии оперы. Действие происходит в Риме в 1960-х годах.
- Увертюра. Знаменитый кинорежиссер Бенвенуто Челлини приезжает на киностудию «Чинечитта». По заказу продюсера Климента Медичи он должен снять фильм о Персее. Однако Челлини переживает творческий кризис. На пресс-конференции он знакомится с Терезой, дочерью директора студии Бальдуччи, и между ними возникает взаимная симпатия. Другой режиссер, Фьерамоска, замечает это и сообщает Бальдуччи.
- Действие первое. Бальдуччи недоволен приглашением Челлини, считая, что римский режиссер Фьерамоска лучше справится с постановкой «Персея» и достоин руки его дочери. Тереза не слушает отца. В это время издалека слышна песня Челлини с друзьями. Тереза получает записку от влюбленного в нее Бенвенуто. Влюбленные, увлеченные планами побега, не замечают подслушивающего Фьерамоску. Вернувшись, Бальдуччи видит Фьерамоску, что вызывает его гнев.
- Действие второе. Сотрудники киностудии собираются отпраздновать новую работу Челлини. Однако у Бенвенуто нет денег, чтобы угостить всех. Друг Челлини, Асканио, приносит деньги от Климента, но сумма оказывается невелика. Возмущенные художники решают высмеять скрягу Бальдуччи. По плану Челлини и Асканио должны похитить Терезу, переодевшись монахами. Фьерамоска подслушивает их, и вместе с сообщником Помпео решает перехватить Терезу. На съемочной площадке начинается празднование. Друзья Челлини пародируют Фьерамоску, Бальдуччи и Климента. В разгар ссоры толпа оттесняет Терезу от отца. Бенвенуто и Асканио спешат к ней, но одновременно приближаются Фьерамоска и Помпео в таких же костюмах. В завязавшейся схватке Бенвенуто случайно убивает Помпео. Его арестовывают, но он убегает. Бальдуччи по ошибке хватает Фьерамоску.
- Действие третье. В мастерской Челлини Тереза и Асканио ждут Бенвенуто. Челлини рассказывает о своем спасении. Входит Бальдуччи, требуя, чтобы дочь обвенчалась с Фьерамоской, который оправдан. Перепалку прерывает Климент, узнавший, что Челлини даже не приступил к работе. Продюсер в ярости, но понимает, что только Челлини может создать «Персея». Режиссеру обещают простить все, если он немедленно начнет съемки. Челлини требует в награду руку Терезы, и Климент соглашается. Асканио, опасаясь за свою долю, готовит съемочную площадку. Возвращается Челлини, но не знает, как приступить к работе. Сотрудники студии требуют зарплату. Внезапно появляется Фьерамоска, пытаясь переманить команду, но получает отказ. Челлини насильно вовлекает Фьерамоску в работу, и шедевр наконец создан.
Спектакль идет с одним антрактом.
осталось ждать
Где: Мариинский-2
Комментарии
Комментариев пока нет. Будьте первым!