Фильм «Оружие», вторая оригинальная ужастика, написанная и снятая Заком Креггером («Варвар»), захватывает зрителя с первых минут благодаря интригующему сюжету: однажды ночью 17 третьеклассников из маленького городка одновременно покинули свои дома в 2:17 ночи, выбежали на улицы и исчезли без следа. Недели спустя их так и не нашли, родители начинают сходить с ума от горя, а их учительница мисс Гэнди (Джулия Гарнер) становится изгоем.
К концу фильма основная загадка раскрывается, но прежде чем «Оружие» доходит до этого момента, несколько человек умирают «очень странными способами» (по словам рассказчика в начале) и многие жизни оказываются перевернутыми. Сценарий Креггера разделен на главы, каждая из которых сосредоточена на отдельных персонажах, включая мисс Гэнди, одного из горемычных родителей (Джош Бролин), местного полицейского, совершающего неверные поступки (Олден Эренрайх), и Алекса (Кэри Кристофер), единственного ученика в классе мисс Гэнди, который не исчез той ночью.
Эти истории переплетаются хронологически и каждая добавляет подсказки к разгадке того, что же произошло, пока к концу не вырисовывается полная картина. Считается ли это спойлером, если сказать, что фильм действительно разрешает свою главную загадку? Наверное, нет, особенно если учесть, что важно отметить: к концу зритель получает более или менее четкое объяснение того, что произошло с детьми, а финал оказывается довольно определенным — с минимумом конкретных деталей, но с богатой катарсической развязкой.
Во многом просмотр «Оружия» напоминает сборку пазла, где каждый персонаж пытается понять по-своему, что же произошло в ту роковую ночь. Одно из главных удовольствий от этого фильма — наблюдать за тем, как соединяются точки зрения разных героев. Креггер проявляет замечательную дисциплину в выборе деталей, которые раскрывает, и тех, что оставляет скрытыми, позволяя зрителям самим делать выводы, не будучи при этом слишком загадочным.
Он также почти раздражающе осведомлен о жанровых ожиданиях, с которыми работает, иначе говоря, в фильме есть множество невероятно напряженных сцен, которые напряжены просто благодаря намеку на то, что вот-вот произойдет что-то действительно жуткое. И как раз когда вы думаете, что Креггер достаточно поиграл с вашими нервами, жуткие вещи начинают происходить одна за другой. В фильме есть несколько жестоких, тревожных моментов насилия, что делает смех, вызванный некоторыми финальными сценами, еще более сладким.
Слабым местом «Оружия» является то, что когда большинство секретов фильма раскрыто, основная загадка не кажется достаточно существенной, чтобы выдержать фильм, снятый более прямолинейно. Именно благодаря повествовательным уловкам Креггера фильм оказывается таким захватывающим — и эти уловки настолько увлекательны, что не стоит им сопротивляться.
В то время как дебютный фильм Креггера «Варвар» включал очень небольшой актерский состав с участием Джорджины Кэмпбелл, Билла Скарсгарда и Джастина Лонга, «Оружие» собирает более крупный ансамбль, смешивая большие имена с меньшими, опытных драматических актеров с известными комиками. (Оказывается, Джун Диана Рафаэль вполне способна быть по-настоящему ужасающей.) Джулия Гарнер наиболее ярко проявляет себя на экране, когда раскрывает более беспорядочную сторону мисс Гэнди, напоминая нам, что даже у учителей бывает непредсказуемая личная жизнь, в то время как Джош Бролин умело передает разочарованную скорбь своего персонажа, не впадая в клише.
Кроме того, Эми Мэдиган играет мгновенно запоминающегося нового злодея в жанре ужасов, визуально отличного, полностью преданного своему делу и крайне ужасающего. И легендарный кастинг-директор Эллисон Джонс, чье наследие включает открытие актеров для «Фриков и ботаников» и «Арестованного развития», заслуживает большой благодарности за то, что нашла молодого Кэри Кристофера, которому здесь приходится справляться с очень серьезными вещами, и он делает это исключительно хорошо.
Все это приводит к кинематографическому опыту, который оказывается мощным, пугающим, тревожным и часто очень смешным — во многом как и «Варвар». Сравнивая эти два фильма, можно лучше понять, кто такой Креггер как режиссер — человек, который идет на огромные риски, принимает смелые повествовательные решения и никогда не забывает, насколько переплетены комедия и ужасы как жанры, используя оба для максимального воздействия на зрителя.
Следующий анонсированный проект Креггера — «новая версия «Злого мертвеца», и если ему удастся принести свой нестандартный подход к этой франшизе без вмешательства, это может быть очень круто. Без сомнения, это будет страшно. Но, надеюсь, он принесет и смех. Как доказывает «Оружие», их сочетание слишком вкусно, чтобы игнорировать.
«Оружие» выходит в прокат 8 августа. Посмотрите трейлер ниже.