Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»» в Центре «Зотов»
Уникальный выставочный проект, подготовленный Центром «Зотов» совместно с Музеем AZ, посвящён исследованию раздела «Наследие» легендарного журнала «А-Я» — ключевого издания неофициального русского искусства. Журнал, основанный в Париже в 1979 году Игорем Шелковским и Александром Сидоровым, стал платформой для публикации работ Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Олега Васильева и других выдающихся художников.
На страницах «А-Я» не только освещались тенденции современного искусства, но и публиковались манифесты, архивные материалы и произведения авангардистов 1910–1920-х годов. Журнал сыграл ключевую роль в знакомстве западной аудитории с советским андеграундом, а также помог художникам определить своё место в истории авангардного искусства.
Исторический контекст: от забвения к возрождению
С середины 1930-х годов произведения авангардистов были исключены из музейных экспозиций, альбомов и библиотек в рамках борьбы с «формализмом». Лишь спустя 20 лет тема авангарда вновь стала обсуждаться, но в узких кругах. Журнал «А-Я» стал уникальным историческим документом, представив наследие русского авангарда в трёх ракурсах:
- публикация материалов первого русского авангарда в разделе «Наследие»;
- «Диалог» современных художников с историческим авангардом;
- размышления об авангарде в контексте искусства 1970–1980-х годов.
Именно здесь впервые были опубликованы тексты Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина и других мастеров, что способствовало переоткрытию теоретических и художественных концепций раннего авангарда.
Экспозиция: от «бумажного музея» к реальному пространству
Выставка построена вокруг диалога «первого» и «второго» авангарда и включает более 350 экспонатов, среди которых:
- работы Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Павла Филонова;
- произведения Игоря Шелковского, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова;
- архивные документы и подлинные публикации из журнала «А-Я».
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина разработали уникальную концепцию выставочного пространства: в центре зала установлен белоснежный «журнальный» куб, символизирующий переход от «бумажного музея» к реальной экспозиции. Внутри куба посетители смогут ознакомиться с разделом «Наследие» на страницах восьми номеров журнала (семь художественных и один литературный).
Темы выставки отражены в разделах:
- «Комплекс Малевича»;
- «Филоновская мифологема»;
- «Случайная встреча»;
- «Пора искусству вторгнуться в жизнь»;
- «Окно расширенного смотрения».
Во внешнем периметре зала представлена история создания журнала, его влияние на мировую и отечественную арт-сцену, а также причины прекращения выпуска.
Посещение выставки
Выставка пройдёт в Центре «Зотов» (Москва) с 27 сентября 2025 года. Вход по билетам. Уточнить информацию о льготах и приобрести билеты можно в кассе центра или по телефону: +7 495....
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.