Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»» в Центре «Зотов»
Уникальный выставочный проект, подготовленный Центром «Зотов» совместно с Музеем AZ, посвящён исследованию раздела «Наследие» легендарного журнала «А-Я» — ключевого издания неофициального русского искусства, которое выходило в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова.
Именно на страницах «А-Я» впервые были опубликованы работы таких мастеров, как:
- Эрик Булатов,
- Илья Кабаков,
- Виктор Пивоваров,
- Олег Васильев и многие другие.
Журнал стал не только мостом между советским андеграундом и западной аудиторией, но и платформой для осмысления места современных художников в истории авангарда. Здесь публиковались не только статьи о русском искусстве XX века, но и манифесты авангардистов 1910–1920-х годов, а также их ранее недоступные произведения.
Исторический контекст: почему журнал «А-Я» стал явлением?
С середины 1930-х работы авангардистов — сегодня признанных классиков — были изъяты из музеев, альбомов и библиотек. Борьба с «формализмом», чуждым социалистической идеологии, привела к тому, что о русском авангарде на долгие десятилетия перестали говорить открыто.
Лишь в конце 1950-х началось возрождение интереса к художественным течениям начала века — однако эти исследования оставались полуподпольными. В этом контексте журнал «А-Я» стал уникальным историческим документом, представившим наследие русского авангарда в трёх ключевых ракурсах:
- Публикация архивных материалов первого авангарда в разделе «Наследие»;
- Диалог современных художников с историческим авангардом;
- Размышления об авангарде в контексте современного искусства.
На страницах журнала впервые увидели свет тексты Малевича, Филонова, Матюшина и Шаламова, что способствовало переоткрытию теоретических и художественных концепций раннего авангарда в то время, когда советские издания только начинали к нему возвращаться.
Экспозиция: от «бумажного музея» к живой выставке
Выставка построена вокруг диалога «первого» и «второго» авангарда и объединяет более 350 экспонатов, среди которых:
- произведения Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Павла Филонова;
- работы Игоря Шелковского, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова;
- архивные документы и подлинные публикации из журнала.
Журнал, который часто называют «бумажным музеем», теперь вышел в реальное пространство. Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина разработали для выставки уникальную концепцию: в центре круглого зала размещён белоснежный «журнальный» куб, внутри которого посетители смогут:
- пройти по разделам восьми номеров «А-Я» (семь художественных и один литературный);
- ознакомиться с тематическими блоками выставки, такими как:
- «Комплекс Малевича»,
- «Филоновская мифологема»,
- «Пора искусству вторгнуться в жизнь» и другие.
За пределами куба расположена зона, посвящённая истории создания журнала, его роли в мировой и отечественной арт-сцене, а также причинам прекращения издания.
Как посетить выставку?
Выставка пройдёт в Центре «Зотов» (Москва) с 14 сентября 2025 года. Вход по билетам. Уточнить информацию о льготных категориях и приобрести билеты можно в кассе центра или по телефону: +7 495...
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.