Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»» в Центре «Зотов»
Уникальная выставка, организованная Центром «Зотов» совместно с Музеем AZ, посвящена исследованию раздела «Наследие» легендарного журнала «А-Я» — ключевого издания неофициального русского искусства. Журнал, выходивший в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова, стал первой площадкой для публикаций работ:
- Эрика Булатова,
- Ильи Кабакова,
- Виктора Пивоварова,
- Олега Васильева и других мастеров.
Помимо статей о современном искусстве, на страницах «А-Я» публиковались манифесты авангардистов 1910–1920-х годов, их произведения и просветительские материалы. Журнал не только знакомил западную аудиторию с советским андеграундом, но и помогал художникам определить своё место в истории искусства, связанной с авангардными течениями.
Исторический контекст и значение журнала
С середины 1930-х произведения авангардистов исчезли из музеев, альбомов и библиотек — борьба с «формализмом» сделала их искусство недоступным. Лишь через 20 лет тема авангарда вновь стала обсуждаться, но знания о нём оставались фрагментарными. С конца 1950-х началось закрытое изучение художественных течений начала XX века.
Журнал «А-Я» стал уникальным историческим документом, представив наследие русского авангарда в трёх аспектах:
- Публикация материалов первого авангарда в разделе «Наследие»;
- «Диалог» современных художников с историческим авангардом;
- Размышления об авангарде в современном искусстве.
Именно здесь впервые были опубликованы тексты Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина и Варлама Шаламова, что способствовало переоткрытию теоретических и художественных концепций раннего авангарда.
Экспозиция: от «бумажного музея» к реальному пространству
Выставка построена вокруг диалога «первого» и «второго» авангарда и объединяет более 350 экспонатов, включая работы:
- Казимира Малевича,
- Эль Лисицкого,
- Павла Филонова,
- Игоря Шелковского,
- Эрика Булатова,
- Ильи Кабакова,
- Виктора Пивоварова,
- Франциско Инфанте,
- Олега Целкова,
- Ивана Чуйкова и других.
Журнал, который часто называют «бумажным музеем», теперь вышел за пределы страниц — зрители смогут пройти сквозь номера «А-Я», увидеть подлинные произведения и архивные документы.
Архитектурное решение и структура выставки
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина разработали уникальное пространство: в круглом выставочном зале размещён белоснежный «журнальный» куб. Внутри него представлен раздел «Наследие» из восьми номеров (семь художественных и один литературный).
Темы выставки отражают ключевые вопросы, волновавшие художников в 1910–1920-х и 1970–1980-х:
- «Комплекс Малевича»,
- «Филоновская мифологема»,
- «Случайная встреча»,
- «Опять ангела нарисовал…»,
- «Пора искусству вторгнуться в жизнь»,
- «Окно расширенного смотрения»,
- «Сам себя издат»,
- «Право слова».
За пределами куба расположена информация о создании журнала, его роли в мировой и отечественной арт-сцене, а также о причинах прекращения выпуска.
Посещение выставки
Вход осуществляется по билетам. Уточнить льготные категории и приобрести билеты можно в кассе Центра «Зотов» или по телефону: +7 495.
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.