Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»
Уникальный выставочный проект, организованный Центром «Зотов» и Музеем AZ, посвящён исследованию раздела «Наследие» легендарного журнала «А-Я» — ключевого издания неофициального русского искусства, которое выходило в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова.
Именно на страницах «А-Я» впервые были опубликованы работы таких мастеров, как:
- Эрик Булатов,
- Илья Кабаков,
- Виктор Пивоваров,
- Олег Васильев и другие.
Журнал стал не только мостом между советским андеграундом и западной аудиторией, но и платформой для осмысления места современных художников в истории авангарда. Помимо статей о русском искусстве, здесь публиковались:
- манифесты и просветительские материалы об авангардистах 1910–1920-х годов,
- произведения Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина и других классиков,
- архивные документы, долгое время остававшиеся недоступными.
«Бумажный музей»: как журнал вернул авангард
С середины 1930-х произведения авангардистов исчезли из музеев, альбомов и библиотек — борьба с «формализмом» стирала их из культурной памяти. Лишь через 20 лет тема авангарда вновь стала обсуждаться, но знания о нём оставались фрагментарными. Журнал «А-Я» стал уникальным историческим документом, представив наследие русского авангарда в трёх ключевых ракурсах:
- Публикация материалов первого авангарда в разделе «Наследие»,
- Диалог современных художников с историческим авангардом,
- Размышления об авангарде в контексте современного искусства.
Здесь впервые были напечатаны тексты Малевича, Филонова, Матюшина и даже Варлама Шаламова, что способствовало переоткрытию теоретических и художественных концепций раннего авангарда в то время, когда советские издания только начинали к ним возвращаться.
Экспозиция: диалог сквозь десятилетия
Выставка построена вокруг диалога «первого» и «второго» авангарда, развернувшегося на страницах журнала. В экспозиции представлено более 350 экспонатов, включая работы:
- Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Павла Филонова,
- Игоря Шелковского, Эрика Булатова, Ильи Кабакова,
- Виктора Пивоварова, Франциско Инфанте, Олега Целкова.
Журнал, который часто называют «бумажным музеем», теперь вышел за пределы страниц — посетители смогут пройти сквозь номера «А-Я», увидеть подлинные произведения и архивные документы, опубликованные в нём.
Архитектура выставки: погружение в историю
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина разработали уникальное пространство: в круглый выставочный зал вписан белоснежный «журнальный» куб. Внутри него зрителей ждёт экскурс по разделу «Наследие» на страницах восьми номеров (семь художественных и один литературный).
Темы выставки отражают ключевые вопросы, волновавшие художников как в 1910–1920-е, так и в 1970–1980-е годы:
- «Комплекс Малевича»,
- «Филоновская мифологема»,
- «Случайная встреча»,
- «Пора искусству вторгнуться в жизнь».
За пределами куба расположена зона, посвящённая истории создания журнала, его роли в мировой и отечественной арт-сцене, а также причинам прекращения выпуска.
Как посетить выставку
Вход осуществляется по билетам. Уточнить льготные категории и приобрести билеты можно в кассе Центра «Зотов» или по телефону: +7 495....
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.