Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»» в Москве
Уникальный выставочный проект Центра «Зотов» и Музея AZ посвящён исследованию раздела «Наследие» легендарного журнала «А-Я» — ключевого издания неофициального русского искусства, выходившего в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова.
Именно на страницах «А-Я» впервые были опубликованы работы таких мастеров, как:
- Эрик Булатов,
- Илья Кабаков,
- Виктор Пивоваров,
- Олег Васильев и многие другие.
Журнал стал не только мостом между советским андеграундом и западной аудиторией, но и платформой для осмысления места современных художников в контексте авангардных традиций. Помимо статей о современном искусстве, здесь публиковались манифесты, просветительские материалы об авангардистах 1910–1920-х годов, а также их ранее недоступные произведения.
История и значение журнала «А-Я»
С середины 1930-х работы авангардистов — сегодня признанных классиков — были изъяты из музеев, альбомов и библиотек в рамках борьбы с «формализмом». Лишь через 20 лет тема авангарда вновь стала обсуждаться, но знания о нём оставались фрагментарными. С конца 1950-х началось закрытое изучение художественных течений начала XX века, а журнал «А-Я» стал уникальным историческим документом, представившим наследие русского авангарда в трёх ключевых ракурсах:
- Публикация материалов первого авангарда в разделе «Наследие»;
- «Диалог» современных художников с историческим авангардом;
- Размышления об авангарде в контексте современного искусства.
Здесь впервые были опубликованы тексты Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина и даже Варлама Шаламова, что способствовало переоткрытию теоретических и художественных концепций раннего авангарда в то время, когда советские издания только начинали к ним возвращаться.
Экспозиция: от «бумажного музея» к реальному пространству
Выставка построена вокруг диалога «первого» и «второго» авангарда и объединяет более 350 экспонатов, включая работы:
- Казимира Малевича,
- Эль Лисицкого,
- Павла Филонова,
- Игоря Шелковского,
- Эрика Булатова,
- Ильи Кабакова,
- Виктора Пивоварова,
- Франциско Инфанте,
- Олега Целкова,
- Ивана Чуйкова и других.
Журнал, который часто называют «бумажным музеем», теперь вышел за пределы страниц — посетители смогут пройти сквозь номера «А-Я», увидеть подлинные произведения и архивные документы, опубликованные в нём.
Архитектурное решение и структура выставки
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина разработали уникальное пространство: в круглый выставочный зал вписан белоснежный «журнальный» куб. Внутри него зрителей ждёт экскурс по разделу «Наследие» на страницах восьми номеров (семи художественных и одного литературного).
Тematicские блоки выставки:
- «Комплекс Малевича»,
- «Филоновская мифологема»,
- «Случайная встреча»,
- «Опять ангела нарисовал…»,
- «Пора искусству вторгнуться в жизнь»,
- «Окно расширенного смотрения»,
- «Сам себя издат»,
- «Право слова»
Во внешнем периметре, за пределами куба, представлена история создания журнала, его роль в мировой и отечественной арт-сцене, а также причины прекращения выпуска.
Как посетить выставку
Вход осуществляется по билетам. Уточнить льготные категории и приобрести билеты можно в кассе Центра «Зотов» или по телефону: +7 495.
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.