Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»» в Москве
Уникальная выставка, организованная Центром «Зотов» и Музеем AZ, посвящена исследованию раздела «Наследие» легендарного журнала «А-Я» — ключевого издания неофициального русского искусства. Журнал, основанный в Париже в 1979–1986 годах под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова, стал первой площадкой для публикаций работ:
- Эрика Булатова,
- Ильи Кабакова,
- Виктора Пивоварова,
- Олега Васильева и других мастеров советского андеграунда.
На страницах «А-Я» публиковались не только статьи о современном искусстве, но и манифесты авангардистов 1910–1920-х годов, их произведения и просветительские материалы. Журнал сыграл ключевую роль в знакомстве западной аудитории с советским андеграундом, а также помог художникам определить своё место в истории искусства, связанной с авангардными течениями.
Возвращение забытого наследия
С середины 1930-х годов произведения авангардистов — сегодня признанных классиков — были изъяты из музеев, альбомов и библиотек. Борьба с «формализмом» привела к забвению целых художественных направлений. Лишь в конце 1950-х началось их постепенное, но часто непубличное изучение.
Журнал «А-Я» стал уникальным историческим документом, представив русское авангардное наследие в трёх аспектах:
- Публикация материалов первого авангарда в разделе «Наследие».
- Диалог современных художников с историческим авангардом.
- Размышления об авангарде в контексте современного искусства.
Именно здесь впервые были напечатаны тексты Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина и Варлама Шаламова, что способствовало переоткрытию теоретических и художественных концепций раннего авангарда в то время, когда советские издания только начинали к ним возвращаться.
Экспозиция: от «бумажного музея» к реальному пространству
Выставка построена вокруг диалога «первого» и «второго» авангарда, развернувшегося на страницах журнала. В экспозиции представлено более 350 экспонатов, включая работы:
- Казимира Малевича,
- Эль Лисицкого,
- Павла Филонова,
- Игоря Шелковского,
- Эрика Булатова,
- Ильи Кабакова,
- Виктора Пивоварова,
- Франциско Инфанте,
- Олега Целкова,
- Ивана Чуйкова и других.
Журнал, который часто называют «бумажным музеем», теперь вышел за пределы страниц: посетители смогут пройти сквозь номера «А-Я», увидеть подлинные произведения и архивные документы, опубликованные в нём.
Архитектурное решение и структура выставки
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина разработали для выставки уникальное пространство: в круглом зале размещён белоснежный «журнальный» куб. Внутри него зрители погрузятся в раздел «Наследие» через восемь номеров журнала (семь художественных и один литературный).
Темы выставки отражены в разделах:
- «Комплекс Малевича»,
- «Филоновская мифологема»,
- «Случайная встреча»,
- «Опять ангела нарисовал…»,
- «Пора искусству вторгнуться в жизнь»,
- «Окно расширенного смотрения»,
- «Сам себя издат»,
- «Право слова».
Эти разделы проводят посетителей через ключевые темы, волновавшие художников как в 1910–1920-е, так и в 1970–1980-е годы. За пределами куба расположена информация о истории создания журнала, его роли в мировой и отечественной арт-сцене, а также о причинах прекращения издания.
Как посетить выставку
Выставка пройдёт в Центре «Зотов» (Москва) 23 сентября 2025 года. Вход по билетам. Уточнить льготные категории и приобрести билеты можно в кассе центра или по телефону: +7 495.
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.