Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»
Уникальный выставочный проект Центра «Зотов» и Музея AZ посвящён легендарному журналу «А-Я» — ключевому изданию неофициального русского искусства, которое выходило в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова. Именно на его страницах впервые были опубликованы работы таких мастеров, как:
- Эрик Булатов,
- Илья Кабаков,
- Виктор Пивоваров,
- Олег Васильев и другие.
Журнал «А-Я» стал не только мостом между советским андеграундом и западной аудиторией, но и платформой для осмысления места современных художников в истории авангарда. Здесь публиковались не только статьи о современном искусстве, но и манифесты, просветительские материалы об авангардистах 1910–1920-х годов, а также их ранее недоступные произведения.
От забвения к переоткрытию: роль журнала в истории искусства
С середины 1930-х годов работы авангардистов — сегодня признанных классиков — были исключены из музейных экспозиций, альбомов и библиотек. Борьба с «формализмом» стирала память о них из культурного поля. Лишь через 20 лет тема авангарда вновь возникла в дискурсе, но знания о нём оставались фрагментарными. Только с конца 1950-х началось системное, хотя и во многом непубличное, изучение этого направления.
Журнал «А-Я» стал уникальным историческим документом, представившим наследие русского авангарда в трёх ключевых ракурсах:
- Публикация архивных материалов первого авангарда в разделе «Наследие»;
- Диалог современных художников с историческим авангардом;
- Размышления об авангарде в контексте современного искусства.
Именно здесь впервые были напечатаны тексты Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина и Варлама Шаламова, что способствовало переосмыслению теоретических и художественных концепций раннего авангарда в то время, когда советская пресса только начинала к ним возвращаться.
Экспозиция: от «бумажного музея» к живой выставке
Выставка построена вокруг диалога «первого» и «второго» авангарда и объединяет более 350 экспонатов, среди которых:
- произведения Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Павла Филонова;
- работы современных мастеров: Игоря Шелковского, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Франциско Инфанте, Олега Целкова, Ивана Чуйкова;
- архивные документы и подлинные публикации из журнала.
Журнал, который часто называют «бумажным музеем», теперь вышел за пределы страниц: посетители смогут пройти сквозь номера «А-Я», увидеть оригинальные произведения и погрузиться в атмосферу эпохи.
Архитектурное решение и структура выставки
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина разработали для выставки уникальное пространство: в круглом зале размещён белоснежный «журнальный» куб, внутри которого представлен раздел «Наследие» из восьми номеров издания (семь художественных и один литературный).
Экспозиция разделена на тематические блоки, отражающие ключевые вопросы, волновавшие художников как в 1910–1920-е, так и в 1970–1980-е годы:
- «Комплекс Малевича»,
- «Филоновская мифологема»,
- «Случайная встреча»,
- «Опять ангела нарисовал…»,
- «Пора искусству вторгнуться в жизнь»,
- «Окно расширенного смотрения»,
- «Сам себя издат»,
- «Право слова».
За пределами куба расположена зона, посвящённая истории создания журнала, его роли в мировой и отечественной арт-сцене, а также причинам прекращения выпуска.
Как посетить выставку
Выставка пройдёт в Центре «Зотов» (Москва) с 19 сентября 2025 года. Вход по билетам. Уточнить информацию о льготах и приобрести билеты можно в кассе центра или по телефону: +7 495...
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.