Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»» в Центре «Зотов»
Уникальная выставка, организованная Центром «Зотов» совместно с Музеем AZ, посвящена исследованию раздела «Наследие» легендарного журнала «А-Я» — ключевого издания неофициального русского искусства. Журнал, выходивший в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова, стал первой площадкой для публикаций работ таких мастеров, как:
- Эрик Булатов,
- Илья Кабаков,
- Виктор Пивоваров,
- Олег Васильев и многих других.
На страницах «А-Я» сочетались статьи о современном искусстве, манифесты и просветительские материалы об авангардистах 1910–1920-х годов, а также их ранее недоступные произведения. Журнал не только знакомил западную аудиторию с советским андеграундом, но и помогал художникам определить своё место в истории искусства, связанной с авангардными течениями.
Исторический контекст и значение журнала
С середины 1930-х годов произведения авангардистов исчезли из музейных экспозиций, альбомов и библиотек в результате борьбы с «формализмом», объявленным чуждым социалистическому обществу. Лишь через 20 лет тема авангарда вновь стала обсуждаться, но её изучение оставалось фрагментарным и закрытым.
Журнал «А-Я» стал уникальным историческим документом, представив наследие русского авангарда в трёх ключевых аспектах:
- Публикация материалов первого авангарда в разделе «Наследие»;
- Диалог современных художников с историческим авангардом;
- Размышления об авангарде в контексте современного искусства.
Именно здесь впервые были опубликованы тексты Казимира Малевича, Павла Филонова, Михаила Матюшина и Варлама Шаламова, что способствовало переоткрытию теоретических и художественных концепций раннего авангарда в то время, когда советские издания только начинали к ним обращаться.
Экспозиция: диалог поколений
Выставка построена вокруг диалога «первого» и «второго» авангарда, развернувшегося на страницах журнала. В экспозиции представлено более 350 экспонатов, включая работы:
- Казимира Малевича,
- Эль Лисицкого,
- Павла Филонова,
- Игоря Шелковского,
- Эрика Булатова,
- Ильи Кабакова,
- Виктора Пивоварова,
- Франциско Инфанте,
- Олега Целкова,
- Ивана Чуйкова и других.
Журнал, который часто называют «бумажным музеем», теперь вышел за пределы страниц — посетители смогут пройти сквозь номера «А-Я», увидеть подлинные произведения и архивные документы, опубликованные в нём.
Архитектурное решение и структура выставки
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина разработали уникальное пространство: в круглый выставочный зал вписан белоснежный «журнальный» куб. Внутри него зрители погрузятся в раздел «Наследие» через восемь номеров журнала: семь художественных и один литературный.
Темы выставки отражены в разделах:
- «Комплекс Малевича»,
- «Филоновская мифологема»,
- «Случайная встреча»,
- «Опять ангела нарисовал…»,
- «Пора искусству вторгнуться в жизнь»,
- «Окно расширенного смотрения»,
- «Сам себя издат»,
- «Право слова».
Эти разделы последовательно раскрывают темы, волновавшие художников как в 1910–1920-е, так и в 1970–1980-е годы. За пределами куба расположена информация об истории создания журнала, его роли в мировой и отечественной арт-сцене, а также о причинах прекращения издания.
Как посетить выставку
Выставка пройдёт в Центре «Зотов» (Москва) 13 сентября 2025 года. Вход по билетам. Уточнить льготные категории и приобрести билеты можно в кассе центра или по телефону: +7 495.
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.