Выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»
Уникальный выставочный проект, организованный Центром «Зотов» и Музеем AZ, посвящён исследованию раздела «Наследие» легендарного журнала «А-Я» — ключевого издания неофициального русского искусства. Журнал выходил в Париже с 1979 по 1986 год под редакцией Игоря Шелковского и Александра Сидорова и стал первой площадкой для публикаций работ:
- Эрика Булатова,
- Ильи Кабакова,
- Виктора Пивоварова,
- Олега Васильева и других мастеров.
На страницах «А-Я» сочетались:
- статьи о современном русском искусстве,
- манифесты и просветительские материалы об авангардистах 1910–1920-х годов,
- репродукции их произведений.
Журнал не только знакомил западную аудиторию с советским андеграундом, но и помогал художникам определить своё место в истории искусства, следуя традициям авангарда.
Исторический контекст
С середины 1930-х произведения авангардистов исчезли из музеев, альбомов и библиотек в рамках борьбы с «формализмом». Лишь через 20 лет тема авангарда вновь стала обсуждаться, но оставалась малоизученной. С конца 1950-х началось закрытое изучение художественных течений начала XX века.
«А-Я» стал уникальным историческим документом, представив наследие русского авангарда в трёх ракурсах:
- публикация материалов первого авангарда в разделе «Наследие»;
- «диалог» современных художников с историческим авангардом;
- размышления об авангарде в современном искусстве.
Здесь впервые были опубликованы тексты Малевича, Филонова, Матюшина и Шаламова, что способствовало переоткрытию ранних авангардных концепций.
Экспозиция выставки
Выставка построена на диалоге «первого» и «второго» авангарда и объединяет более 350 экспонатов, включая работы:
- Казимира Малевича,
- Эль Лисицкого,
- Павла Филонова,
- Игоря Шелковского,
- Эрика Булатова,
- Ильи Кабакова,
- Виктора Пивоварова,
- Франциско Инфанте,
- Олега Целкова,
- Ивана Чуйкова и других.
Журнал, названный «бумажным музеем», перешёл из плоскости страниц в реальное пространство. Посетители смогут:
- пройти сквозь номера «А-Я»,
- увидеть подлинные произведения и архивные документы.
Архитектурное решение
Архитекторы Александр Бродский и Наташа Кузьмина вписали в круглый выставочный зал белоснежный «журнальный» куб. Внутри него представлен раздел «Наследие» из восьми номеров: семи художественных и одного литературного.
Темы выставки:
- «Комплекс Малевича»,
- «Филоновская мифологема»,
- «Случайная встреча»,
- «Опять ангела нарисовал…»,
- «Пора искусству вторгнуться в жизнь»,
- «Окно расширенного смотрения»,
- «Сам себя издат»,
- «Право слова».
Они последовательно проводят посетителей через темы, волновавшие художников в 1910–1920-х и 1970–1980-х годах. Во внешнем периметре за кубом представлены:
- история создания журнала,
- его значение для мировой и отечественной арт-сцены,
- причины прекращения выпуска.
Практическая информация
Вход на выставку — по билетам. Уточнить льготные категории и приобрести билеты можно в кассе центра или по телефону +7 495.
*Информация о наличии билетов на сегодняшний день. Реклама. Информация о рекламодателе по ссылке.